Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

«Отставание» как политические угроза для Приднестровья»

«Отставание» как политические угроза для Приднестровья»

Анатолий Дирун, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований

Находясь у власти с 2000 года, президент России один из самых опытных мировых лидеров. В. Путин имеет беспрецедентную и стабильную поддержку среди россиян (в районе 80%с 2014 года).

18 марта 2018 года на выборах В. Путин впервые получил не только подавляющее большинство голосов пришедших на выборы (почти 77%), за него проголосовало большинство всех зарегистрированных избирателей страны (56 млн. человек из 108 млн.).

Как известно, Приднестровье также очень активно принимало участие в выборах. Всего в Приднестровье на избирательные участки пришли 74 тысяч граждан России. Процент доверия действующему Президенту России составил: 96,4%. Такая поддержка со стороны приднестровцев закономерна.

Если проследить последовательность управленческих решений, которые реализует Владимир Путин за эти 18 лет, то можно увидеть, что они очень четко отражены в его ежегодных посланиях. Они представляют собой программные политические установки, определяющие вектор развития России на ближайшую перспективу.

Из всего перечня реформ, реализованных за эти годы в РФ, на наш взгляд, можно выделить три направления, которые кардинальным образом с 2000 года изменили политический ландшафт и российские институты власти.

Первое. Избрание Владимира Путина в 2000 году, положил конец олигархическому влиянию на политические процессы. Крупному бизнесу были определены четкие правила: занимайтесь своими делом и «перестаньте шататься по Кремлю». Индивидуальный подход решения вопросов с Гусинским, Березовским, а также Ходорковским, снял с повестки дня проблему использования государственных институтов в частных интересах. Государство вернуло себе функции формировать внутреннюю политику и перестало быть инструментом для обогащения узкой группы лиц на фоне тотального обнищания населения.

Второе. В соответствии с конституцией страны были приведены региональные законодательства, в которых имелись положения, предусматривающие нормы, в том числе выхода региона из состава Российской Федерации. В. Путин начал модернизировать политическую систему, постепенно повышая ее эффективность и конкурентоспособность. Тяжело себе представить, но за эти 18 лет, два раза менялась избирательная система по выборам депутатов Государственной думы: С 2007 по 2011 год выборы проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.

Усовершенствовались требования к кандидатам в депутаты российского парламента, а также членам Совета Федераций. Отменялись и снова вводились прямые выборы губернаторов. Была сформирована общественная палата как один из центральных институтов по взаимодействию между властью и гражданским обществом. Чего только стоит проведенный в 2018 году масштабный конкурс «Лидеры России», выпускники, которых уже заняли места федеральных и региональных органах исполнительной власти. Создавались условия для развития политических партий. Все эти меры свидетельствуют, что развитие политических институтов, по сути, происходило в ручном режиме.

Третье. Президент России выделил в качестве приоритета в своей работе - повышение уровня благосостояния граждан. При всех экономических сложностях, власти начали реализацию социальных проектов в области здравоохранения, образования, развития жилищного строительства. Результаты говорят сами за себя. При этом никто, конечно, не прячется от существующих проблем. Они есть и над ними ведется системная работа. В Послании президента России 1 марта 2018 года, была сформулирована новая задача «…отставание— вот главная угроза и вот наш враг». И мы уверены, что эта задача будет решаться, несмотря на все сложности и внешние вызовы.

Таким образом, главным условием для реализации этих решений стала политическая воля высшего руководства России. А также ясное понимание того, что необходимо восстановить доверие граждан к государственным институтам. При этом необходимо помнить, что все это происходило в условиях постоянных внутренних и внешних вызовов, с которыми сталкивается российское государство.

Равноудаление бизнеса от власти - как основа модернизации Приднестровья

В Приднестровье за эти 18 лет ситуация сложилась противоположная. Обращает на себя внимание следующий момент. В 2000 году в Конституцию Приднестровья были внесены изменения, которые фактически оформили ландшафт политической системы республики: был сформирован однопалатный Верховный совет, установлена мажоритарная избирательная система (относительного большинства), учрежден Кабинет министров (с 2010 года - Правительство). Эти изменения максимально усилили президентскую вертикаль власти в республике. Однако такая концентрация власти не стала предпосылкой для обеспечения развития конкурентной среды, прежде всего в экономической сфере республики. Власть также упустила момент время для модернизации политических институтов Приднестровья, в свете новых внешних угроз (2006 г.).

Мы получили ситуацию, когда с 2008 года и по сегодняшний день республика находится в состоянии внутриполитического кризиса, который можно охарактеризовать, как не способность политических институтов обеспечить качественное управление и модернизацию системы в контексте новых региональных и информационных вызовов.

Последствия этого кризиса мы все ощущаем на себе. Это сокращение рабочих мест, миграция трудоспособного населения, отсутствие институциональных условий для конкурентного развития в политике и экономике республики. Если у кого то, есть мнение, что мы движемся в правильном направлении, ответьте себе на один вопрос: почему не публикуют результатов социологических исследований по вопросам доверия к органам власти со стороны граждан, отношения к проводимой политике в сфере поддержки бизнеса, образования и других вопросов? Ведь в период выборов, политические силы активно использовали такие инструменты и публиковали результаты. По определению, это традиционная практика замера взаимоотношений между обществом и властью. Сегодня предпочитают это не афишировать.

В этой связи, возникает следующий вопрос: почему мы не смогли модернизировать наши институты, имея перед глазами опыт российских коллег? Конечно, здесь не может быть однозначного ответа. Вместе с тем, одной из причин приведших нас такому сложному положению, стало наше нежелание нарушать достигнутую стабильность.

На определенном этапе развития республики, обеспечение стабильности было необходимо с точки зрения, создания самой системы органов власти. Однако сама по себе стабильность без целеполагания превращается в застой. Задача власти, как раз в том и состоит, чтобы вовремя это почувствовать и действовать на опережение. Так, несмотря на очевидную необходимость развития конкуренции в политической среде и экономике, модернизации работы парламента, местного самоуправления, мы заявляем о своей исключительности и выборочно обращаемся к российскому опыту.

С таким подходом можно было бы согласиться, если бы социально-экономическая ситуация в республике свидетельствовала как минимум о перспективе развития и говорила об эффективности действующей социально-экономической модели. Вместо этого мы видим отсутствие конкуренции, инвестиций и тотальное доминирование интересов холдинга «Шериф» в экономике Приднестровья. При этом с нетерпением ждем российской финансовой помощи, иначе вопрос с индексацией в 2018 году, так может и остаться на уровне разговоров.

Очевидно, что вопрос о модернизации системы «перезрел» и требует изменений на институциональном уровне. Именно под лозунгами перемен и порядка была одержана в 2011 году, победа Евгением Шевчуком в выборах президента Приднестровья. В 2016 году, по итогам президентской избирательной кампании, уже представители крупного бизнеса сформировали Правительство и имеют конституционное большинство в парламенте (партия «Обновление»). Однако как показала практика вопрос эффективности бизнеса во власти остается для Приднестровья открытым. В обществе, период надежд, быстро сменился разочарованием. В такой ситуации, можно прогнозировать, что, несмотря на показатели роста экономики в первом квартале 2018 года, уровень недоверия граждан по отношению к институтам власти будет увеличиваться.

5 марта 2018 года президент Приднестровья, Вадим Николаевич Красносельский выступая на международном форуме «Вместе с Россией» сказал замечательные слова. «Мы не изменяем самим себе. В своем государстве, в Приднестровье, мы видим Россию. Очень хотелось бы, чтобы и Россия всегда видела в Приднестровье саму себя…».

Представляется, чтобы Россия увидела саму себя в Приднестровье, именно Тирасполю необходимо предпринять дополнительные усилия. Предложения о поддержке инвестиционных проектов наших предприятий в Москве, этого явно не достаточно. Как показывает российский опыт, начинать необходимо с модернизации институтов политической системы. Главная задача во внутренней политике - отделить бизнес от власти. Для Приднестровья – это самая актуальная проблема. Все остальное, производное от нее.

В этой связи, предлагаемая Правительством административная реформа, меры по поддержке предпринимательства, рассматриваемый законопроект о привлечении инвестиций и другие инициативы останутся просто бумажками с печатями и не приведут к созданию понятной и благоприятной для наших российских партнеров политической и экономической среды.

Реализация на практике этого правила, предусматривает реформирование политических институтов по трем направлениям:

1.Выборность глав государственных администраций;

2. Принятие мер по поддержке политических партий в республике. Принятие смешанной избирательной системы по выборам в Верховный Совет Приднестровья;

3.Закрепление деятельности депутатов Верховного совета Приднестровья на постоянной основе.

Очевидно, что тактически рисунки в реализации этих инициатив зависят от нас. Главной остается политическая задача - не допустить отставания от России. Для этого не нужно игры слов, что «гармонизация не есть унификация». Требуется не терять из вида стратегические ориентиры. Тогда Приднестровье не только увидят, но и без сомнения окажут дополнительную поддержку в его стремлении быть вместе с Россией.

Впервые тезисы доклада были представлены 4 апреля 2018 года на VII Международной научно – практической конференции «Экономические, политические и правовые аспекты развития общества в современных условиях» Тираспольского филиала Межрегионального университета.


Новости | 21 апреля 2018 | 715