Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

Тезисы выступления Анатолия Дируна в ходе дискуссии «Деятельность парламента на постоянной основе. Почему это важно для Приднестровья?»

Тезисы выступления Анатолия Дируна в ходе дискуссии «Деятельность парламента на постоянной основе. Почему это важно для Приднестровья?»

Анатолий Дирун,

научный руководитель

Тираспольской школы политических исследований

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу внести несколько пояснений:

Когда мы говорим о деятельности парламента на постоянной основе. Мы говорим о части проблемы. Так как для нас это неразрывная часть формулы с другой необходимостью – а именно с введением смешенной избирательной системы формирования парламента.

Однако сам вопрос смешанной системы включает в себя определенные расчеты обоснования, что займет время сегодня. И мы решили тему реформирования парламента условно разделить эти два вопроса. Сегодня мы дискутируем о необходимости о важности для Приднестровья работы ВС ПМР на постоянной основе. А 6 июля 2018 года представим презентацию о нашем видении смешанной избирательной системе в Приднестровье. Хотя кратко об основных параметрах я также скажу.

Текущее положение в Приднестровье

Первое, как известно избранный депутат ВС ПМР может выбрать постоянную или непостоянную форму работу. Согласно регламенту, руководство парламента и его рабочих органов работают на постоянной основе. Как правило, такая пропорция между постоянной и непостоянной формой работы составляет 50/50. В действующем созыве из 43 депутатов, 23 трудиться на постоянной основе, а 20 на непостоянной.Как правило, эти депутаты совмещают свою работу в парламенте с ведением бизнеса.

Второе, действующие законодательство не предусматривает запрет для депутата ВС ПМР, в любой момент перейти с одной формы работы на другу. Это означает, что теоретически у нас может сложиться ситуация когда 20 депутатов могут написать заявления о переходе на постоянную форму работы. Однако, сложившаяся практика с 2000 года совмещения таких форм работы является с одной стороны комфортной для части избранных депутатов – бизнесменов, но в тоже время вызывает все больше критики.

Доверие как основной фактор устойчивости политической системы.

Основной противоречие, сложившееся в этом вопросе, заключается между декларациями, с которыми выступает руководство республики по вопросам привлечения инвестиций, развития бизнеса, поддержки молодых специалистов, а также методов реализации этих инициатив.

В результате такой несбалансированной и противоречивой политики за последние два года (с момента выборов ВС ПМР в 2015 году и Президента в 2016 году), уровень доверия граждан к органам власти в целом - деятельность президента и Правительства не превышает более 20 процентов. 50% граждан не готово голосовать за представителей действующей команды, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье. На наш взгляд, это крайне низкий процент граждан, кто сегодня поддерживает политику руководства республики (Президента, Правительство и парламент). Возможно, кто-то еще продолжает считать, что победа на выборах этоесть доверие на все пять лет. Это не так. Речь может идти о кредите доверия (мандате) на 5 лет, который избиратели выдали кандидату. Но этот кредит нужно отрабатывать все пять лет, а не только перед выборами.

Для нас эти показатели является дополнительным аргументом характеристики политический системы Приднестровья как олигархической. Т.е. использующей институты власти с целью личного обогащения. В результате такой политики властей, граждане все больше воспринимают общий порядок как анти социальный и несправедливый.

В этой ситуации мы считаем, что применительно к работе парламента, с целью изменения негативной стации необходимо закреплть постоянную форму работу, а также работать над механизмом по наиболее полному представлению интересов избирателей, т.е. введение смешанной избирательной системы.

Почему постоянная форма работы так важна для Приднестровья?

Доверие к органам власти, в Приднестровье, к депутатскому корпусу имеет много составляющих. Это и работа на округе, способность своевременно реагировать на актуальные проблемы. Однако эти качества больше влияют на личный рейтинг депутата, что не означает автоматически высокого доверия к органу власти в целом. Срабатывает формула «ты человек хороший, но все остальные воры и бездельники».

На институциональном уровне таким раздражителем является совмещение депутатской работы с предпринимательской деятельности. Это особенно стало заметно, когда большая часть депутатов работающих на непостоянной основе, связана со структурными подразделениями холдинга «Шериф». Несомненно, что представители бизнеса это нормальное, даже закономерное явление в законотворческой работе.Однако в условиях отсутствия «сдержек и противовесов», в условиях - когда вся власть находиться в руках одной команды, а социально-экономическая ситуация в республике оставляет желать лучшего, бизнес на депутатской основе вызывает все большее глубинное раздражение в обществе и формирует недоверие к высшему законодательному органу. Так как в этих условиях граждане считают, что парламент становится место для решения собственных проблем бизнесменов-депутатов, а не их избирателей.

Не может не сказываться выборочный подход руководства парламента к опыту Российской Федерации. Когда надо мы говорим о необходимости учета опыта России, но когда это идет в разрез собственным интересам, такой опыт игнорируется. Если говорить о парламентской практике Государственной Думы Российской федерации, а также в парламентах Абхазии и Южной Осетии, то она запрещает совмещение депутатских полномочий с ведением предпринимательской деятельности.Абхазия (35 депутатов) и Южная Осетия (34 депутата). Однако мы эту практику замечать не хотим.

Очевидно, что для таких государств «де факто» как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия фактор доверия, имеет ключевое значение. Внутриполитические кризисы в наших республиках имеют потенциально большую опасность, чем в государствах, которые не находятся в условиях нерегулируемых конфликтов. И вопрос конечно не в том, что депутат бизнесмен перепишет на родственников свое предприятие, но будет им продолжать руководить уже как законодатель на постоянной основе. Вопрос в том, насколько бизнес в Приднестровье, способен само ограничивать свои аппетиты в пользу общественного блага и консенсуса.

Совмещение работы в парламенте и ведение собственного бизнеса воспринимается сегодня отрицательно, также как если бы члены правительства совмещали свою работу в министерстве с работой в частной фирме. Закономерно, что парламенты государств работают на постоянной основе. Это не просто правило, а скорее принцип профессиональной работы. Депутат нанимается гражданами на 5 лет на представление его интересов. Уверены, что если сегодня органы власти закажут опрос повопросу «Поддерживаете совмещение работы в парламенте с ведением бизнеса?». Ответ граждан будет отрицательный.

Отметим, что в истории парламентаризма Приднестровья, у нас был период с 1995 – 2000 год, когда 32 депутата Палаты законодателей ВС ПМР работали на постоянной основе.

Также можно отметить инициативу Евгений Шевчука, о переводе работы парламента на постоянную основу. Однако на фоне жесткого противостояния в тот период между парламентом и президентом, эта инициатива не набрала необходимых голосов. В качестве, основного аргумента приводились примеры о сложности найти дополнительные финансовые средства для депутатов и обеспечить им рабочие места. Ясно, что такая аргументация носит больше формальный, бюрократический характер.

Сегодня ситуация в обществе и республике совершенно иная. И чем быстрее этот факт будет принят во внимание, тем больше у нас шансов остановить тот нарастающий разрыв между властью и обществом.

О смешанной избирательной системе. Основные параметры:

1.Численный состав Верховный совета 43 депутата.

2.20 депутатов избирается по одномандатным округам

3.23 депутата избирается по списочной (партийной) системе.

4.Порог на прохождение в парламент для партий составляет - 3%

5.Распределение депутатских мандатов между партиями осуществляется Центризбиркомом. Воснову распределения мест положен т.н. «метод Хэйра», разработанный в1855 г. британским адвокатом Томасом Хэйром.

6.«Метод Хэйра», предусматривает, что сумму голосов избирателей, поданных завсепрошедшие впарламент партии, делят на23(число мандатов поединому избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные закаждый прошедший впарламент список, делят напервое избирательное частное. Целая часть полученного числа иопределяет количество депутатских мандатов длякаждой партии.

7.Подробная презентация о смешанной избирательной системе будет представлена 6 июля 2018 года в Клубе №19.


Новости | 25 июня 2018 | 169



comments powered by HyperComments