Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

О сокращение численности депутатов Верховного совета

О сокращение численности депутатов Верховного совета

Анатолий Дирун, канд. полит. н., научный руководитель ТШПИ, депутат Верховного совета Приднестровья Приднестровья (2005-2015)

«Ни одна работа не кажется грязной, если её можно делать чужими руками»

Леонид Шебаршин

Лицензия на депутатство

30 июля Президент ПМР Вадим Красносельский подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики». Документ предусматривает сокращение численности депутатского корпуса с 43 человек до 33 депутатов, а также совершенствование схемы избирательных округов.

Отмечу сразу, что я отношусь отрицательно к принятому решению. На наш взгляд, такие непроработаные инициативы только усугубляют существующее недоверие к власти, а также оказывают негативное влияние на политическую систему республики в целом.

Такой вывод основывается на следующих тезисах. 

Тезис 1. Ослабление Верховного совета.

Необходимо отметить, что любое изменение формата деятельности ВС ПМР (численность, структура, избирательная система по выборам депутатов парламента) всегда происходила в контексте институциональных преобразований в республике в целом.

Так учреждение двухпалатного парламента (Палата законодателей - 32 депутата и Палата Представителей - 35 депутатов) в 1995 году, происходило в контексте принятия Конституции Приднестровья (24 декабря 1995 года). В республике была установлена парламентско-президентская форма правления. Так для избрания Верховного совета была принята мажоритарная избирательная система: одномандатные округа (палата законодателей), территориальные округа (палата представителей). Были определены полномочия созданного Правительства Приднестровья.

В результате конституционной реформы 2000 года, Приднестровье стало президентской республикой, в которой парламент был реформирован в однопалатный законодательный орган (43 депутата). Выборы проходили по новой избирательной системе (мажоритарная система относительного большинства). Вместо Правительства, учреждался Кабинет Министров во главе с президентом.

В 2010 году изменения в Конституции стали результатом компромисса между Верховным Советом и президентом Игорем Смирновым. В итоге этих договоренностей в системе органов власти опять появился институт Правительства во главе с премьер - министром. При этом стороны вывели из обсуждения темы сокращения избирательных округов, изменения избирательной системы по формированию ВС ПМР, а также вопросы местного самоуправления.

Таким образом, за все годы существования высшего законодательного органа в Приднестровье, его численность никогда не регулировалась исходя из необходимости экономии бюджета. В свою очередь простое решение о сокращение депутатов без изменений формата других политических институтов, объективно отвечает корпоративным интересам крупного бизнеса, контролирующий парламент.

Если раньше (с 2005 по 2015 год) большинство в парламенте партия «Обновление» получала в результате конкурентной борьбы, то сегодня Верховный совет больше похож на «Отдел по управлению депутатами» в структуре крупного бизнеса, чем на высший представительный орган Приднестровья, представляющий различные точки зрения и позиции. 

Тезис 2. Развитие «кризиса легитимности» в Приднестровье

В политической науке, политический кризис характеризуется как «ослабление или потеря равновесия между социальными акторами, сопровождающуюся снижением уровня или даже утратой управляемости страной со стороны государственных институтов». Выделяют 5 взаимосвязанных типов политических кризисов: идентичности, легитимности, проникновения, распределения, участия.

«Кризис легитимности», связан с утратой доверия и поддержки органов государственного управления со стороны граждан.

Мы уже писали, о динамике снижения доверия к Президенту с 60,3% до 25% по состоянию на декабрь 2018 года (1). Наши предварительные исследования за июнь-июль 2019 года, свидетельствуют, что ситуация только усугубляется (2).

На этом фоне возрастающего недоверия, сокращение депутатов парламента, а также депутатов местных органов самоуправления только увеличивает протестный потенциал в приднестровском обществе.

Суть протеста в столкновении двух позиций. С одной стороны, существующий в обществе запрос на справедливость и перемены. С другой стороны, желание власти свести весь политический процесс к банальной скупке голосов через пайки, 400 руб., а также административный ресурс с рекомендацией за кого и как голосовать.

С точки зрения крупного бизнеса, сокращение депутатов это логичное решение, как в плане затрат на выборы, так и контроля депутатского корпуса после выборов. Но говорить о доверии избирателей к таким выборам уже не приходиться. Опыт игнорирования довыборов в Верховный совет в 2017 показал отношение граждан к «выборам без выбора». «Так, явка на довыборах по двум округам в Верховный совет в 2017 году «в совокупности составила 27,2%. Это лишь немногим больше установленного законом минимального порога в 25%».

Показательной является ситуация которая сложилась по итогам выборов 28 октября 2018 в местные органы самоуправления. Эти избирательные кампании уже прошли в соответствии с нормой, об отсутствии избирательного порога в 25%.

Согласно данным, представленные ЦИКом, мы можем узнать только имена избранных кандидатов. Но, ни фактической явки на этих выборах, ни количества голосов, полученных победителями, такой информации ЦИК не предоставляет. Полагаем, картина не самая впечатляющая» (3).

Конечно, тотальный контроль может обеспечить «правильные» результаты для крупного бизнеса на предстоящих выборах в 2020 году, но он не в состоянии заретушировать фонтанами и пайками олигархическую сущность режима, который всегда будет рассматриваться гражданами как несправедливый и не отвечающий интересам большинства.

В политическом плане такие режимы характеризуются высоким уровнем недоверия со стороны граждан и низким качеством политических институтов. В этом плане Приднестровье не является исключением. 

Тезис 3. Экономии не будет. 

Одной из главных целей сокращения численности депутатского корпуса декларировалась экономия бюджета порядка 2 млн. рублей, а также последующее за этим сокращения в структуре Правительства.

Что касается Правительства, то никаких сокращений не будет. В своем выступлении перед парламентариями, премьер Александр Мартынов заявил, «…мы просчитывали возможность объединения министерств и никакого экономического эффекта не увидели. Расходы на госуправление в Приднестровье составляют всего 2% от ВВП. К сожалению, хоть это и неприятно кому-то слышать, там резерва для экономии нет» (4). Жаль, что законодатели, не поинтересовались этим вопросом у премьера до голосования.

Говоря об экономии в размере 2 млн. рублей, то при действующей модели управления государством, количество депутатов парламента можно бы уменьшить и до 10 человек, ничего собственно не измениться. Но с точки зрения «экономии» это будет очень существенно! 

Тезис 4. Сокращение депутатов местных органов самоуправления – мина замедленного действия для государственности Приднестровья.

В результате принятия закона количество районных и сельских депутатов сократиться на 260 человек. В этом сокращении есть как минимум три негативных аспекта.

Первый, непонятно насколько серьезно сокращение районных и сельских депутатов влияет на экономию расходов. В Приднестровье выборы в местные органы самоуправления проходят в Единый день голосования. Другими словами, не требуется проводить выборы в отдельно взятый день, и выделять под него статью расходов. Более того, никто из районных и сельских депутатов не получает ни копейки из бюджета на свою работу. И это притом, что желающих участвовать в выборах сельские и районные органы самоуправления все меньше с каждым годом.

Второе, банальное сокращение районных и сельских депутатов без модернизации законодательной базы, регулирующей местное самоуправление, только усугубит положение. Напомню, что базовый закон ««Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике» принят еще в 1994 году. Все это время в закон вносятся поправки, дополнения, которые не в состоянии комплексно улучшить ситуацию. Наглядным примером является отсутствие законодательной нормы жителям городов и районов самостоятельно выбирать (Главу администрации). Хотя в период двух избирательных президентских кампании в 2011 и 2016 году, кандидаты Е. Шевчук и Вадим Красносельский говорили о необходимости реформирования местного самоуправления. Как минимум это свидетельствует о неспособности или нежелании власти заниматься сложными, но крайне важными вопросами местного самоуправления.

Третье, советы народных депутатов являются стрежневой основой государственности Приднестровья. Напомню «идеологам от бизнеса», что государственность Приднестровья была провозглашена на втором съезде депутатов всех уровней. И от того насколько широко мы имеем представительство в селах и районах, настолько власть эффективно способна реализовывать свои инициативы. Стоит напомнить, что каждый район в республике имеет свои характеристики и особенности, которые чрезвычайно важны и необходимо учитывать, при принятии таких «экономных» решений для «непризнанного» Приднестровья.

Кому выгодно?

Анализ этого решения показывает, что сокращение, прежде всего, депутатского корпуса парламента, выгодно крупному бизнесу.

Вместе с тем, стратегические риски для политической системы Приднестровья также понятны. Предстоящие выборы в 2020 году, с легкой руки власти, приобретают все сильнее протестное содержание.

Олигархическая система управления, выстроенная, за последние 3 года в Приднестровье не только противоречит российской концепции «равно удаленности олигархов от власти», но также показала свою несостоятельность с точки зрения решения социальных и экономических задач, стоящих перед жителями Приднестровья.

Насколько эта инициатива поможет удержать власть крупному бизнесу после 2020 года на фоне увеличивающегося недоверия граждан, вопрос открытый.

Примечания:

1.ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ОТ РОССИЙСКОГО ФОРПОСТА ДО ЕВРОРЕГИОНА? // HTTP://EDINSTVOPMR.RU/NEWS/1029-PRIDNESTROVE-OT-ROSSIYSKOGO-FORPOSTA-DO-EVROREGIONA.HTML

2.Данные исследования будут представлены в сентябре 2019 года

3.К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ ПОРОГА ЯВКИ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ // HTTP://EDINSTVOPMR.RU/NEWS/1026-K-VOPROSU-OB-OTMENE-POROGA-YAVKI-V-PRIDNESTROVE-PRICHINY-I-POSLEDSTVIYA.HTML

4.«ЭТО БЫЛ ХОРОШИЙ ГОД». ПРЕМЬЕР АЛЕКСАНДР МАРТЫНОВ ОТЧИТАЛСЯ В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПМР // https://www.ispirr.org/eto-byl-horoshij-god


Новости | 02 августа 2019 | 222



comments powered by HyperComments