Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

О чрезвычайном положении, выборах и ясности формулировок

О чрезвычайном положении, выборах и ясности формулировок

30 марта Президентом Приднестровья Вадимом Красносельским подписан Указ №123 о внесении изменений в Указ о чрезвычайном положении.

 

Согласно документу, в республике продлевается режим ЧП до 1 мая 2020 года, а также вносится ряд дополнений. На наш взгляд, продление режима ЧП - оправданное решение.

Вместе с тем, внесение изменений в Указ выкристаллизовывает несколько вопросов, на которые стоит обратить внимание, в том числе и Оперативному штабу.

Первое, в указе дается формулировка: « … предусмотреть, что на срок чрезвычайного положения могут быть ограничены следующие конституционные права и свободы человека и гражданина...» Приведем перечень этих конституционных статей:

Статья 25

Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах республики, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Статья 32

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Приднестровской Молдавской Республики, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

Статья 35

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 36

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Статья 37

Государство гарантирует каждому право собственности.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, либо государства. Право наследования гарантируется».

Вместе с тем, режим ЧП требует ясности и четкости в определении мероприятий. В условиях экономического кризиса, падения производства, туманных перспектив малого и среднего бизнеса, конкретика предложений чрезвычайно важна. Формулировка «могут быть» носит вероятностный характер, который уже отражен уже в действующей редакции закона «Об особых правовых режимах», дублирование этой нормы в Указе, свидетельствует, что такие меры ограничения планируются к принятию, но это еще не точное решение. Оптимизма такая подвешенная ситуация никому не добавит.

На сегодняшний день детальный механизм в части ограничения свобод граждан прописан в части Конституционной статьи 25, где речь идет о свободе перемещения. Также нормы ограничений указаны и в отношении Конституционной статьи 35, предусматривающих отмену ежегодных отпусков для медицинских работников.

Другими словами, если государство принимает решение ограничить бизнес и граждан в использовании своего имущества, то следуетсказать об этом ясно и определенно суказанием временных пределов и механизмов реализации использования этой и других Конституционных статей.

Второе, обращает на себя внимание режим работы Центральной избирательной комиссии (ЦИК) в условиях ЧП. В Указе подчеркивается, что работа ЦИКа не может осуществляется дистанционно.

Такое внимание к деятельности ЦИКа не случайно. 25 марта на сессии ВС ПМР были утверждены границы округов по выборам депутатов парламента седьмого созыва, которые запланированы на 29 ноября 2020 года. Следующий этап - это утверждение ЦИКом Окружных избирательных комиссий (ОИК) по выборам депутатов парламента. Избирательный кодекс Приднестровья предусматривает, что процесс подачи кандидатур для включения в состав ОИК завершается за 90 дней до выборов, т.е. сдача протоколов собраний в Территориальные избирательные комиссии (ТИК) должна быть завершена до 8 апреля включительно. Важно отметить, что, как правило, членами ОИК утверждаются кандидаты, выдвинутые по итогам собраний жителей по месту жительства и работы. Статья 21-1 ИК «Общие условия избирательных комиссий» также предусматривает включение в состав ОИК и представителей избирательный объединений и блоков.

Но насколько можно получить информацию из сайта ЦИК, то у нас нет на сегодняшний день зарегистрированных избирательных объединений и блоков. Соответственно, формирование ОИК будет происходить, как правило, на основании итоговых протоколов собраний избирателей по месту работы, жительства, службы.

Но здесь возникает вопрос не только правового, но и этического характера: насколько безопасно в условиях чрезвычайного положения в Приднестровье, которое действует с 17 марта 2020 года, проводить собрания избирателей по месту жительства, да и работы в том числе?

Отдельное внимание к этой ситуации возникает уже после 30 марта, когда Президент Вадим Красносельский внес новые дополнения по ограничению передвижения граждан в связи с коронавирусом, а СМИ и Оперативный штаб призывают граждан оставаться дома, самоизолироваться, и не контактировать друг с другом, с соседями, знакомыми и т.д.

Как в этом случае проводить собрания? В качестве примера приведем решение Главы госадминистрации Рыбницы и Рыбницкого района Виктора Тягай. Так в подписанном им документе указано, что «…в период чрезвычайного положения выходить на улицу можно только с паспортом и по особой необходимости, а именно: 

  •  по служебным делам при наличии справки от работодателя (либо служебного удостоверения);
  •  в ближайшие к дому магазины и аптеки;
  •  за получением неотложной медицинской помощи;
  •  на похороны к родственникам;
  •  для выгула домашних животных». 

Здесь ничего не говорится о том, что можно собираться по поводу проведения собраний избирателей. Более того, «в остальных случаях нахождение на улице считается нарушением карантина. Соблюдение принятых мер будут контролировать сотрудники РОВД. С сегодняшнего дня они начнут патрулировать улицы города и проверять наличие документов у граждан».

Одновременно с этим сама Центральная избирательная комиссия подает правильный пример соблюдения карантина в части организации публичных мероприятий. Так, 25 марта текущего года ЦИК опубликовал новость, что «открытая дискуссия на тему: «Электоральная активность молодёжи как один из основных факторов политической стабильности государства»иДень открытых дверей в Центральной избирательной комиссии ПМР,в рамках Дня молодого избирателя Приднестровской Молдавской Республики, переносятся в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. О дате проведения вышеуказанных мероприятий будет сообщено дополнительно».

На этом фоне организация и проведение собраний избирателей, как по месту жительства, так и службы, выглядят как минимум не логичными, неправдоподобными и отнюдь не безопасными.

Третье. Сегодня никто не может сказать точно, как долго может продлиться пандемия. Прогнозы разные: от 12 недель до конца 2020 года. Насколько корректно в условиях ЧП вести работу к выборам? На наш взгляд, доверие к таким комиссиям будет минимальным, а результаты выборов будут поставлены под сомнение.

В условиях непризнанности Приднестровья необходимость соблюдения собственного избирательного законодательства особенно важна. Иначе как граждане будут доверять власти, которая требует соблюдения режима чрезвычайного положения и карантина, объективно не позволяющих провести собрания по избранию кандидатов в члены ОИК?

Полагаем, что в этих условиях все нормы, которые касаются избирательного процесса, должны быть приостановлены и введены в действие после отмены режима ЧП, т.е. после 1 мая. Возможности и время у приднестровского парламента для этого есть.

Если президент России Владимир Путин посчитал необходимым перенести дату проведения референдума с 22 апреля на более поздний срок, то и нам можно обратиться к этому примеру и не подвергать риску здоровье людей – граждан ПМР.


Анатолий Дирун, кандидат политических наук, депутат ВС ПМР (2005 – 2015 гг.)

 


Новости, Мнение, Заявления | 01 апреля 2020 | 589