Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

ЗАЯВЛЕНИЕ «О социально-экономической ситуации в Приднестровье»

ЗАЯВЛЕНИЕ «О социально-экономической ситуации в Приднестровье»

Дорогие приднестровцы!

Основной причиной, послужившей для появления этого Заявления, стали итоги выборов в Верховный совет, прошедших 29 ноября 2020 года, а также необходимость публичной оценки сложившейся в республике ситуации.

30 лет назад нам всем пришлось создавать государство с «чистого листа», и никто не был застрахован от ошибок. Но главное, нас объединяла общая и святая для всех цель - построить свободное, независимое Приднестровье.

Однако, располагая некогда мощным промышленным производством, развитым сельским хозяйством, интеллектуально-научным капиталом, Приднестровье постепенно дошло до крайне сложной социально-экономической ситуации. Налицо – системный кризис, затронувший большинство отраслей экономики и жизненно важные функции нашего государства.

Почему это стало возможным?

В условиях международной непризнанности существующие угрозы раскола республики изнутри во многом обусловили процессы централизации власти. В результате мы прошли путь от парламентской до президентской республики.

Централизация политической власти в начале 2000-х годов обусловила такие же подходы и в экономической политике. В результате проведенной приватизации в Приднестровье сформировалась собственная государственно-монополистическая модель экономики.

Особенность модели заключалась в том, что государство пошло по пути предоставления налоговых льгот и преференций отдельным экономическим субъектам, а также концентрации производственных и финансовых активов в руках одной компании. В то же время централизация власти не допускала чрезмерного влияния бизнеса, ограничивая его участие выборами в парламент.

В результате этих процессов в Приднестровье сформировался крупный бизнес, который стал решать вопросы обеспечения населения продовольствием, связью, ГСМ, а также активно занимался транспортной логистикой и технологическим переоснащением приватизированных предприятий.

Однако итоги приватизации, повлекшие за собой не только формирование крупнейшей корпорации в регионе, но и развитие малого и среднего бизнеса, обозначили перед руководством республики две новые взаимосвязанные проблемы, требовавшие своего решения:

1. Необходимость усовершенствования антимонопольного законодательства, с целью регулирования деятельности набирающего влияние холдинга;

2. Обеспечения защиты интересов малого и среднего бизнеса, который не выдерживал конкуренции с крупным бизнесом, провоцируя социальную напряженность в обществе.

Однако эти проблемы не были решены. Сохранения баланса между интересами государства и крупного бизнеса только за счет личности и авторитета первого президента Игоря Смирнова уже оказалось недостаточно. Выход из ситуации был возможен только за счет модернизации политических институтов.

Кризис политических институтов

Необходимость модернизации политической системы Приднестровья была подтверждена итогами избирательной кампании 2011 года, когда после 20 лет правления первый президент Игорь Смирнов потерпел поражение.

Однако вместо проведения реформ общество получило затяжной конфликт между новым президентом Евгением Шевчуком и фирмой «Шериф». В 2015 году многие из приднестровцев надеялись, что в результате новых выборов в ВС ПМР удастся стабилизировать внутриполитическую ситуацию и сконцентрировать усилия для решения социально-экономических задач.

Прошедшие 5 лет (2015-2020 гг.) продемонстрировали, что монопольное положение холдинга «Шериф» - в экономике и партии «Обновление» - в политике не смогло решить главной задачи - повышения уровня благосостояния приднестровцев.

Напротив, рост цен на продукты питания за пять лет составил более 40%. Новое руководство республики, избранное в 2016 году при поддержке крупного бизнеса, оказалось не способным, выполнить одно из главных своих обещаний - проиндексировать пенсии, повысить уровень заработной платы, а также создать дополнительно 15 тыс. новых рабочих мест.

Закономерно, что на прошедших выборах в парламент 29 ноября 2020 года, избиратели негативно оценили такие подходы к управлению республикой. 

Впервые за всю историю выборов в парламент Приднестровья, в 2020 году приняло участие всего 27,7 % избирателей, когда в 2015 году эта цифр составила 48%. При этом надо отметить, что на 23 округах из 33 были «безальтернативные» выборы, единственными кандидатами являлись представители «партии власти».

Несмотря на такую безальтернативную победу на выборах, фактически за кандидатов, являющихся членами партии «Обновления» и связанных с фирмой «Шериф» проголосовало всего 18,89% граждан, от общей базы избирателей. При этом количество избирателей, которые пришли на выборы и проголосовали «против всех» составило рекордные 20%.

Возможно, кто-то попытается списать проблемы в экономике и застой в политике на непризнанный статус Приднестровья. Однако законы истории неумолимы. Желание подменить общественный интерес личным, а государственную политику коммерческой выгодой всегда заканчивается застоем и социально-экономической катастрофой.

Видение будущего. В какой стране мы хотим жить и работать?

Людей объединяет мечта, общее видение будущего и торжество справедливости. Так было 30 лет назад, когда создавалась республика. Так происходит и сегодня, когда мы должны ответить на вопрос: в каком Приднестровье мы хотим жить следующие 30 лет?

Для себя мы ответили на этот вопрос.

Приднестровье - это страна, где главными моторами экономического роста является кооперация большого и малого бизнеса, частно-государственное партнерство в некоторых сферах бизнеса и власти. Но в любом случае, даже в сложных условиях и меняющихся обстоятельств крупный бизнес равноудален от власти и занимается производством качественных товаров и оказанием высококвалифицированных услуг.

Мы видим Приднестровье республикой, в которой проходят конкурентные выборы, соблюдаются права человека, функционирует независимый суд, профессионально работают пользующиеся доверием граждан органы правопорядка.

Ни одна страна мира не смогла обеспечить высокие социальные стандарты, конкурентоспособность, долгосрочный экономический рост в рамках исключительно монополистической модели развития. Источником как быстрого, так и долгосрочного экономического роста может быть только страна с высоким уровнем политической, гражданской и экономической свободы.

Механизм реализации

Мы считаем, что сегодня есть три варианта развития ситуации.

Первый - оставить все как есть в состоянии «застоя». Очевидно, что «консервация» ситуации неизбежно приведет к увеличению миграции населения из республики, снижению легитимности власти и как результат дестабилизации ситуации.

Второй - добиваться намеченных целей путем раскола в обществе, обвиняя во всех проблемах исключительно «олиграхов-монополистов». Убеждены, что в условиях не признанности Приднестровья провоцирование раскола вместо диалога, приведет к катастрофе.

Третий – и мы за него выступаем – проводить «точечное реформирование». Наши проблемы накапливались десятилетиями, поэтому совершенно ясно, что их решение возможно только при реализации модернизации политических институтов в Приднестровье, что обеспечит конкретные и ясные результаты реформ в каждой из областей государственного управления:

В политической сфере:

1. Избрание депутатов ВС ПМР на постоянной, профессиональной основе; 

2. Обязательное декларирование и публикации государственными служащими, выборными лицами (депутатами) Верховного совета близкими членами их семей доходов и расходов, имущества и участия в коммерческих организациях;

3. Прямые трансляции заседаний парламента;

4. Принятия смешанной избирательной системы на выборах в парламент, предусматривающей участие политических партий и кандидатов в депутаты по одномандатным округам;

5. Обязательное участие в дебатах кандидатов в депутаты в ВС ПМР с целью представления и разъяснения своей предвыборной программы;

6. Закрепления понятия и деятельности «парламентская оппозиция» в законодательстве;

В области экономики

7. Принятие нового антимонопольного закона «О защите конкуренции в Приднестровской Молдавской Республике»;

8. Сокращение лицензируемых видов деятельности;

9. Обязательную публикацию в открытом доступе на сайтах органов власти информации о проведении и итогах тендеров и аукционов по государственным закупкам.

В области местного самоуправления

10 Прямую выборность Глав городов и районов;

11. Использования референдума как механизма решения спорных вопросов, как на локальном, так и республиканском уровне.

12. Усовершенствование механизма отзыва депутатов всех уровней, а также Глав городов и районов.

Дорогие друзья!

Мы не являемся представителями ни одной из политических партий Приднестровья. Не ждем чудес и моментального улучшения ситуации, однако признание существующих проблем является первым шагом для выхода из сложившейся ситуации.

Исторический опыт создания Приднестровья свидетельствует, что выйти из сложившейся ситуации мы сможем, только опираясь на гражданскую инициативу, ответственность и коллективные действия большинства приднестровцев.

В этой связи считаем необходимым,

  • Пригласить к сотрудничеству органы власти Приднестровья, а также все заинтересованные общественные организации, движения, граждан Приднестровья, разделяющих наше видение ситуации.
  • В течение 2-х месяцев организовать обсуждение актуальных социально-экономических проблем с целью выработки предложений по преодолению острой социально-экономической ситуации и выходу из кризиса.

С уважением,

1.Березянский Виктор Павлович,

Защитник Приднестровья

Инициатор присвоения городу Бендеры, почетного звания «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ».

2.Дирун Анатолий Викторович,

Депутат ВС ПМР (2005-2015)

Научный руководитель Тираспольской школы политических исследований, к. полит. н.

3Зубов Евгений Владиславович,

Защитник Приднестровья

Руководитель Госслужбы связи, информации и СМИ ПМР (2012-2013)

Член Союз писателей Приднестровья

4Лицкай Валерий Анатольевич,

Первый министр иностранных дел Приднестровья (1991-2008)

5. Малышев Николай Анатольевич,

Главный специалист Отдела экономического анализа и прогнозирования Комитета по экономической политике, бюджету и финансам ВС ПМР (2003-2007).

Директор Ассоциации Банков Приднестровья (2007 - 2008)

Международно сертифицированный консультант по управлению ICMCI

6Панов Сергей Георгиевич,

Председатель Союза художников Приднестровья (2010-2014 гг., 2016-2020 гг.)

7Чалов Лучия Васильевна,

Финансовый директор ЗАО «Российское предприятие «Бендерский машиностроительный завод» (2008-2016 гг.)

Замминистра экономического развития Приднестровья (июль – сентябрь 2016 года)

Источник: https://tsps.su/blog/zayavlyeniye-o-sotsialno-ekonomicheskoy-situatsii-v-pridnestrove/



Новости, Заявления | 05 февраля 2021 | 58