Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

Приднестровская экономика: есть ли свет в конце тоннеля?

«Социально-экономическое состояние Приднестровья: пути и перспективы развития» - дискуссию на эту тему организовало Общественного движения «Народное Единство», которая состоялась  23 октября 2014 года. Обсуждение темы состоялось  на базе Тираспольской школы политических исследований в рамках цикла публичных лекций «Приднестровье. Взгляд в будущее».

В качестве лектора выступил депутат Верховного Совета ПМР, член комитета по экономической политике, бюджету и финансам, эксперт в области государственной экономической политики Александр Коршунов. Участниками встречи стали экономисты, политики, общественники. Законодатель предложил акцентировать внимание на экономике поскольку социальная ситуация зависит от состояния экономики, от того насколько государство находит в себе силы, с точки зрения экономики,  реализовать социальные проекты.

Для того чтобы предметно обсуждать тему необходимо представлять и понимать о том, что происходит в приднестровской экономике. Для этого Александр Коршунов предложил  познакомиться с данными статистики и анализом экономического состояния Приднестровья в 2013 году, который сделали приднестровские учёные.

Александр Коршунов: «Анализ социально - экономического развития республики позволяет сделать следующие выводы. За рассматриваемый период развитие республики носило неустойчивый характер. Это связано, как с влиянием мирового экономического кризиса 2008-2009 годов, так и неопределённостью с точки зрения политического урегулирования. Модель роста реализуемого Приднестровьем базируется на экспорте и переводах трудовых мигрантов. Наблюдается высокая доля сферы услуг в ВВП республики, незначительная доля промышленности и сельского хозяйства. Собственная сырьевая база для обеспечения деятельности  функционирующих в регионе предприятий отсутствует. В результате объем торгового оборота в два раза превышает объем ВВП, импорт - в два, два с половиной раза превышает экспорт.

Что за этой информацией кроется? Зафиксируем точку  экономического состояния на 31 декабря 2013 года, чтобы было понятно,  в каком состоянии мы вошли в 2014 год.  ВВП республики – 11 691 млрд руб.  ПМР. ВВП на душу населения - 23 тыс. руб., что приблизительно составляет 2100 долл. на душу населения. Экспорт – 586 млн долл., импорт – 1646 млн долл., сальдо у нас отрицательное - свыше одного млрд долл. Численность населения на 1 января 2014 года составила 505 тыс. человек. И еще несколько параметров, которые необходимо обсудить сегодня и которые влияют на развитие нашей экономики.

1.    Налоговая нагрузка на ВВП составила в 2013 году - 34,51%
2.     Инвестиции в основной капитал-  1546 млн руб. ПМР или  полтора млрд руб. ПМР.
3.    Налоги собрали в казну в районе - 4 млн руб. ПМР.

Это «сухие» данные статистики. В принципе цифры, без динамики нам ни о чём не скажут. Поэтому необходимо рассматривать каждый параметр в динамике. Что можно сказать по ВВП? ВВП ежегодно у нас растёт.  ВВП растёт, вроде бы и экономика растёт. На самом деле ВВП за последние два года «стабилизировался» и установился на уровне 11,5 млрд руб. ПМР. Это говорит о том, что экономика останавливается. Экономика, как большой поезд, её очень сложно разогнать и сложно остановить. И если она остановится – это коллапс. Тенденция не очень положительная».

Далее эксперт рассказал о структуре ВВП: промышленность в 2013 году составила всего лишь 22% от ВВП в республике. Он акцентировал внимание на том, что это один из самых низких  показателей  за последние 10 лет и подчеркнул, что такие  данные - тревожный звонок.  Производство услуг - 63 %, чистые налоги и продукты на импорт – 6%. Законодатель уточнил, что есть ещё один интересный параметр, а именно: в Приднестровье всего 320 предприятий. Это без учёта малого бизнеса. Из них в убыток сработали в 2013 году после налогообложения  - 108. То есть третья часть от общего количества предприятий убыточна. Для того что понимать процесс в динамике достаточно знать, что в 2010 году в ПМР было 540 предприятий.

Александр Коршунов: «По миграции населения. Ежегодно численность уменьшалась в пределах от двух до четырёх тыс. человек. В 2013 году естественная убыль, а это разница между теми, кто родился и теми, кто умер, составила- 2 тыс. человек. И миграционная убыль - 2200 человек. За этими цифрами скрывается разница между теми, кто выехали и теми, кто въехали на ПМЖ. 7500 человек выехали, а я уверен, что это граждане ПМР, а 5300 человек приехали. Думаю что это - граждане Молдовы. Напомню - при создании республики численность населения составила 755 тыс. человек. И ещё данные: 250 млн долл. в ВВП – это переводы наших граждан, работающих за пределами Приднестровья».

Представитель законодательной ветви власти предложил участникам дискуссии рассмотреть более детально представленные данные и увидеть,  что на самом деле скрывается за сухими цифрами.

«ВВП на душу населения- 2 300 тыс. рублей ПМР. Он из года в год у нас растёт. И в планах правительства по программе «2500» довести этот показатель на душу населения - до 2500 долл. на человека. Какой момент кроется в этом параметре? ВВП на душу населения - это относительный параметр, в числителе которого стоит величина ВВП, а в знаменателе - количество  населения. Этот параметр можно увеличивать, как за счёт увеличения числителя, так и за счёт уменьшения знаменателя. Поэтому получается, что у нас ВВП растет, а численность населения падает. Соответственно ВВП будет расти. Для сравнения: 2100 долл. - это сегодня у нас ВВП на душу населения. А в России - 14 тыс. долл. на душу населения. Это говорит о том, в какой экономике мы находимся, в каком развитии. Приведённые данные говорят о том, что мы находимся в режиме  развивающейся экономики. Соответственно мы должны пользоваться теоретическими выкладками и практическими навыками, применяемыми в мировой практике именно для развивающейся экономики. И целевые ориентиры выставлять именно для развивающейся экономики. То, о чём сейчас вам рассказал это и есть один из моментов, по которым мы не можем найти точки соприкосновения с правительством.

По концепции  бюджетной налоговой политики, представленной  в Верховном Совете ПМР. Налоговая политика в 2016 году, налоговая нагрузка на ВВП по предложению главного исполнительного органа власти должна достичь пределов 39,5 % на экономику. В моём понимании это запредельная цифра, которая приведёт к резкому снижению экономической активности или деловой активности в нашем государстве. По налоговой нагрузке я отдельно остановлюсь, потому что это один и базисных параметров макроэкономических показателей в государстве.

По динамике инвестиционной привлекательности или по динамике инвестиций в нашем государстве. Понятно, что развитие экономики без вливания материальных ресурсов будь это финансовые или другие в виде средств производства развитие экономики невозможно. Без постоянного воспроизводства материальных ресурсов развитие также невозможно. Без развития новых технологий развитие экономики также невозможно. Я имею ввиду среднесрочной перспективе.

С инвестициями у нас дела обстоят прискорбно. Потому, что в своём послании президент нашей республики Евгений Васильевич Шевчук озвучил рассчитанную научным сообществом  необходимую величину инвестиций  в наше государство, чтобы экономика начала работать и государство стало самодостаточным. Для этого необходимо не менее двух млрд долл.  инвестиций. Что мы имеем сегодня? По первому полугодию 2014 года - всего 600 млн руб. Это менее 60 млн долл. Давайте посмотрим цифры в динамике для того, чтобы понимать что происходит. В 2013 году у нас было полтора млрд инвестиций, это порядка -150 млн  долл. В 2012 году – 1,6 млрд руб, в 2011 году - 2,1 млрд руб. Мы видим, что происходит сокращение поступлений инвестиций в экономику Приднестровья. Это говорит о том, что видимо мы не создаём привлекательные условия инвестору для того, чтобы он пришёл к нам с чемоданом денег. При этом в структуре наших инвестиций львиную долю занимают внутренние инвестиции. То есть это предприятия, организации республики, получая прибыль, вкладывают в развитие своего производства и соответственно нашей экономики.

Динамика иностранных инвестиций у нас имеет невысокий уровень - порядка 25-3- млн долл. в год. И если сравнивать в ретроспективе, то с 2009 года только в 2012 году имеет самый низкий уровень внешних инвестиций. Не политизируя процесс, мы говорим только о моментах, ошибках в принятии решений. Напомню, что в 2012 году был введен офшорный сбор на два месяца, два раза происходило повышение тарифов на газ. Внешние инвестиции упали ниже отметки 25 млн долл. Это говорит о том, что инвестиционная политика должна быть не сиюминутной, а иметь хотя бы среднесрочную перспективу привлечение инвесторов. Что касается свободных экономических зон. Вам известен мировой опыт по свободным экономическим зонам. Свободные экономические зоны создают там, где необходимо резко поднять экономику и сделать привлекательной для внешних инвестиций. Принимаемые решения о свободных экономических зонах типа сел: Протягайловка  и Гиска города Бендеры… Считаю, это не привлечёт инвесторов. В моём понимании с учётом размеров территории нашей республики,  нашего населения, человеческого потенциала все Приднестровье должно быть свободной экономической зоной. Вот тогда мы сможем создать определенные условия, если принимать адекватные решения с точки зрения государственного управления.

По поводу налоговой нагрузки и концепции  бюджетной налоговой политики, которою мы рассматривали в среду на сессии Верховного Совета. Вопросов к представленной правительством концепции достаточно много, остановлюсь буквально на четырёх – пяти  моментах, на которые не было ответов  у представителей правительства.

Аналитика. Предполагаемый рост нагрузки на экономику при  переходе на иную систему налогообложения с НДС  до 40%. Для сравнения на Украине – с той же системой налогообложения – 32%, Молдова- 27%, Россия -23%, Беларусь- 30%, Казахстан 27%, Европейский союз -35%, Таможенный союз- 29%, страны члены БРИКС- 27%. Позволю себе напомнить о том, в каком типе экономики мы находимся - развивающемся.  В Евросоюзе в основе своей развитые экономики Германии, Франции, Италии,  Швеции и т.д. у них -35%. Потянет ли наша экономика налоговую нагрузку в 40 %  это вопрос, который был задан и на который мы ответ не получили. Теперь о динамике. Начиная с 2008 года  и по 2011 год у нас была налоговая нагрузка 23-27%. В 2012 году - 29%, в 2013 году – 31-34%, плановая налоговая нагрузка  на 2014 год - 34 %  в 2016 – планируется – 40%.

Исходя из динамики ВВП и налоговых доходов, мы видим, что  повышение нагрузки не всегда приводит к положительному результату. Думаю, что существует  достаточно высокие риски  не получить те плановые доходы, о которых мы мечтаем прогнозируя или планируя бюджет на среднесрочную перспективу.  Изучая  концепцию налоговой политики, мы повели сравнительный  анализ налоговой нагрузки на одного человека  при переходе на  налоговую систему с НДС. Какая картина получается из представленного  документа? В Молдове все налоги, составленные на одного человека - 629 долл. У нас в плане- 1047 долл. на человека. Косвенные налоги  в структуре налоговых отчислений в Молдове- 337 долл. на человека, в  Приднестровье- 488. 

Кроме того, мы обратили внимание при рассмотрении концепции по плану правительства,  по постановлению правительства  о принятии «плана развития -2500». В этом документе  зафиксирована налоговая нагрузка  на уровне 28%, то есть, прописана на подзаконном уровне  налоговая нагрузка.  Если мы принимаем налоговую нагрузку 40%,  то получается дисбаланс  в законотворчестве. При  налоговой нагрузке 28%,  это и мнение наших экспертов и  российских специалистов,  которые участвовали в разработке  стратегического документа  «стратегия 2025», наша экономика сможет развиваться. При налоговой нагрузке  свыше 30%  перспективы призрачны.

Второй момент, на который мы обратили внимание - это расходы бюджета.  Эксперты в области бюджетного  финансирования говорят о том, что средний уровень расходов бюджета  должен не превышать 25% - это для нормального функционирования государства. По статистике Кыргызстан- 27%, Казахстан-17%, Таджикистан- 25%, Армения 26%, Россия- 20%,  Украина – 26%, Молдова - 24%, Приднестровье планирует  при переходе на новую налоговую систему в планах в бюджете - 31% от ВВП расходов бюджета. Тут есть вопросы. То есть,  государство  берет на себя  расходы  изначально  непокрытые возможностями их финансировать.  На сессии этот вопрос тоже звучал, звучал он и ранее в других законопроектах экономического характера».

Александр Корушунов отметил, что не раз звучали при обсуждении законопроектов фразы типа: «Ну, вот вы депутаты такие грамотные специалисты, что же вы не предлагаете  свои варианты выхода из сложившейся ситуации.  Вы нам не разрешаете сокращать бюджет,  увеличивать контрольные мероприятия  в бизнесе, с таможенными пошлинами, тарифами, воюете с нами. Что же нам делать вы нам не говорите, поэтому  это неконструктивная критика».  

«Олег Валерьевич Василатий на сессии Верховного Совета предложил правительству увеличивать ВВП и тогда всё получится.  Для сравнения. Для того, чтобы вывести сферу ЖКХ  из того состояния, в котором она находится правительство посчитало что нужно 525 млн руб. вложить в эту сферу.  Для того чтобы в бюджете появились эти средства необходимо поднять ВВП на 2 млрд руб. Просто поднимите ВВП на 2 млрд и за счёт налоговых отчислений вы получите эту сумму. Для того, чтобы был бездефицитный  бюджет, о котором я чуть позже скажу необходимо поднять ВВП до 5,4 млрд руб. Есть решения вопросов - занимайтесь. В чём разница между нашим подходом и подходом представителей правительства? Политика, направленная на сокращение дефицита бюджета в абсолюте она приведёт к экономическому коллапсу в государстве. 

Последние два года и предложенные редакцией ещё на три года основная идея заключается в том, чтобы выйти на бездефицитный бюджет. Цель правильная. Методика решения вопроса в корне неверная по нашему мнению. Почему? Потому, что они пытаются выйти  из дефицита бюджета за счёт первое: увеличения  налоговой нагрузки на наши экономические субъекты и  на изъятие достаточно серьезной доли доходов населения. Подтверждение этих слов - правительство планирует в 2016 году увеличить рост доходов на 1 млрд  475 млн руб., по плану.   При этом озвучили, что налоговая нагрузка на промышленность снизится. Вопрос: за счёт кого будут собраны эти дополнительные средства?  На этот вопрос ответ мы не получили.  Но ответ очевиден. Эти денежные средств будут изъяты государством у населения в виде косвенного налога, налога на добавленную стоимость. То есть вы оплатите эти налоги  в товаре, приобретая его.  

Путь выхода из сложившейся ситуации - это рост ВВП.  Для роста ВВП  нужны инвестиции. Надёжность, определённость, предсказуемость очень важны при выборе места для долгосрочного инвестирования. Об этом говорят специалисты занимающиеся исследованиями сингапурского чуда. То есть сегодня, эта страна занимает лидирующее место по инвестициям в свою экономику. Предсказуемость формируется в планах развития, определенность и прозрачность - в виде информационной составляющей, которую мы должны наблюдать в средствах массовой информации и надежность или стабильность - это говорит о том, что  инвестор приходя на наш рынок должен быть уверенным на 120 % в том, что он сможет заработать деньги, развивая производство, уплатить все налоги, выплатить зарплату работникам, услуги государства и часть прибыли вложить в предприятие.

Какую картину мы наблюдаем последние два года?  Повторюсь, что введение офшорного сбора уверен как раз и повлияло на тот инвестиционный климат, о котором мы говорили. Приведу пример. За два месяца когда действовал указ президента по офшорному сбору бюджет собрал всего лишь один млн руб. С учётом того, что у нас доходная часть  3,2 млрд руб. это просто песчинка. Но насколько она оттолкнула инвесторов можно только догадываться.

Следующая непредсказуемая политика - в области тарифов. Тарифная политика если она непредсказуема, ни один инвестор  к нам не придёт. Если в течение года по указу президента   несколько разменяются тарифы, причём скачками. Мы слышали в СМИ, что на природный газ на  70%, но на самом деле от последнего поднятия цены было 70%. Со 184 до 267 долл.  Но с 1 января 2012 года рост тарифов на природный газ составил с 114 до 184 долл. И потом до 267 долл. 

Этот скачкообразная, в течение года непрогнозируемая тарифная политика не думаю, что привела к положительному результату в области инвестирования. В связи с этим мы имеем всего лишь уровень внешних инвестиций на уровне 25 млн. долл. Почему нет общего мнения между ветвями власти? Исходя з той информации, которую я озвучил, у нас получается разный подход к цели. У президента и правительства – снижение дефицита бюджета до нуля, то есть создание бездефицитного  государства. У нас,у депутатов ВС ПМР такая же цель. Потому что мы понимаем, что есть внешние угрозы, но путь достижения цели у нас разный. Все наши аргументы по поводу того, что налоговая нагрузка свыше 30% приведёт к резкому спаду в экономике, не достигла ушей исполнительных органов власти.

Но даже по внутренним инвестициям. В 2014 году - за первое полугодие 629 млн. руб. За год 1,3 млрд руб. Это даже меньше уровня 2012 года, где отмечено резкое снижение. Говорят, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Но я смотрю, мы постоянно пытаемся учиться только на своих.

По налоговой системе. Мы видим что сегодня не готовы перейти на  новую налоговую систему не потому, что она плохая, хуже, или лучше действует, а потому, что той подушки безопасности у доходов населения (средняя зарплата по республике) недостаточная для того, чтобы смогли пережить переход к налоговой системе. Четверть доходов уйдёт на реализацию новой налоговой политики. Готово наше население? Не думаю. С учётом доходов наших пенсионеров, а их сегодня 140 тыс. человек, я думаю что это серьёзная социальная ситуация. Нельзя её допустить ни в коем случае.

Поэтому мы говорим о том, что ВС ПМР принял решение о возврате данной концепции с изменением не в самой налоговой системе, а в тех параметрах, о которых мы говорили. Налоговая нагрузка и процент расходов бюджета к ВВП. Вот эти два параметра. Давайте мы их определим, а затем правительство будет разрабатывать тонкости. Не знаю, будет это сделано или нет, но пока о налоговой реформе говорит рано. Выскажу свою точку зрения, как вариант компромисса: почему бы не ввести  систему налога НДС  для тех предприятий, которым он выгоден? Почему нельзя  предложить экономическим субъектам право выбора налоговой системы, режима? Право выбора для экономического субъекта очень важно. Когда он выбирает налоговый режим, он дает себе отчёт в том, что он при  этом режиме сможет быть доходным, соответственно развиваться. А это значит: рабочие места и т.д. Для всего мира: будет основная налоговая система с НДС, но её экономический субъект должен выбрать сам. Хочет выбирает налог на доходы, хочет систему налога с НДС, хочет упрощенку, систему патента…

По этому пути пока не пошли. Пойдут или нет, сложно сказать. Аргументы против? Есть один. Это первая слово - ненадёжность. Если бы у нас были бы прогнозируемые решения за последние два года… Был принят ряд решений, причём их много было. Начиная с реформы прокуратуры, тарифная политика, таможенная политика …  если бы это все можно было бы спрогнозировать….  Если в планах это всё было, тогда  можно было бы поверить. Если ты дашь возможность некоторым субъектам перейти на эту систему, а другим разрешишь другую, то мы бы согласились. Но решения принимаются спонтанно и непрозрачно, а информации по многим параметрам у нас до сих пор нет. Основной козырь, которым оперируют представители правительства – «весь мир работает с НДС, сделайте, как в Европе, в России и сразу пойдёт торговля, развитие».. Может быть и так, но так давайте создадим видимость для всего мира, что у нас есть этот налог, но не загоняйте в эту систему всех экономических субъектов. Помните, было повышение цены на газ и  некоторые предприятия остановились. 9 месяцев стоял  ММЗ, Цементный,  Молдавская ГРЭС с перебоями работала. Что  потом произошло, заключили индивидуальное соглашение по цене намного ниже, чем была.

И ещё информация для обсуждения. Мы потребляем в год 1,9 млрд кубометров газа. Молдавская ГРЭС потребляет 1,3 млрд кубов газа, тепловики - Тирастеплоэнерго и Бендерытеплоэнерго – 200 млн кубов, население - 180 млн кубов. Итого: 1,7 млрд кубов - по льготной цене. То есть они не попадают под указ президента о 270 долларах.

Соответственно мы 1,9 млрд кубов по рыночной цене, которая установлена указом президента потребляем всего 200 млн кубов, из них по указу президента государственные муниципальные предприятия платят по 200 долл. То есть ниже  а оставшаяся промышленность - потребляет 85 млн кубометров газа. Всего. Из всей суммы 1,9 млрд. кубометров газа.  Вопрос: стоила ли овчинка выделки? А ВС ПМР в тот момент предлагал рост цен только на 17%, что составляло порядка  198-200 долл.

Нашим научным сообществом был проведён анализ социально - экономического состояния Приднестровья. Были предложены пути выхода из сложившейся ситуации. 

1.Развитие промышленности необходимо  вести в первую очередь. Начав производство продукции, импортозамещение. Мы с этим согласны. 
2.Развитие и поддержка государством инновационных технологий в информационных коммуникационных  областях.
3.  Модернизация дорожно  - транспортной инфраструктуры.
4.Строительство недорогого социального жилья.  Вопрос: кто источник финансирования? 5.Развитие станкостроения.  Вопрос спорный.  
6.Развитие приборостроения.
7.Развитие солнечной энергетики.

Согласен, эти направления нужно развивать. Мы настолько маленькое государство, зажатое между государствами с другим вектором развития, что у нас высокие риски удушения  экономически. И связаны они с тем, что мы материальное производство вывозим через материальные  границы. Соответственно если завтра шлагбаум опустится, то экспорта товаров не будет. Потребить внутренним своим рынком мы физически не сможем то что произвели. По данным статистики: крупная промышленность, экспорт в доли их производства занимает 99.9%.

Перспективным, с моей точки зрения, является создание виртуального, интеллектуального продукта, которому не препятствуют границы и таможни. Развитие страховых технологий,  развивать науку и этот продукт продавать. Если мы будет не отметать то, что уже делается по другим направлениям и заниматься созданием интеллектуального продукта, то в очень сложные моменты это может помочь государству выстоять, не задохнуться. Как это реализовать?  Я думаю, что нужна долгосрочная программа развития направлений. Почему?  Потому, что кадры нужно готовить. Нужна кадровая политика. Начиная со среднего образования и подготовка их к высшему образованию, а высшие учреждения должны быть готовы к приёму граждан и дать необходимые знания… Это в качестве предложений. Если все специалисты подумают в этом плане, то смогут предложить еще не один вариант секторов экономики для развития виртуальной области», - сообщил законодатель.

Отвечая на вопрос о прогнозах, Александр Коршунов сказал, что это зависит от принимаемых решений Верховным Советом. «Если мы не сдержим резкие решения исполнительной ветви власти, то качество жизни, с моей точки зрения, будет ухудшаться для населения. И это связано с принимаемыми решениями и динамикой реализуемых правительством решений. С учётом того, что последние два года у нас динамично развивается правовой нигилизм на всех уровнях государственного власти единственная возможность ВС ПМР влиять на ситуацию - не пропускать законопроекты, направленные на ухудшение и без того достаточно сложной экономической ситуации в республике»,- резюмировал своё выступление Александр Коршунов. 

Позже в ходе дискуссии прозвучали мнения о том, почему правительство так активно пытается предложить Верховному Совету принять концепцию налоговой системы, о реформе судебной системы, о невыплате части зарплаты бюджетникам и о принятом накануне правительством решении - Распоряжении о включении стратегических организаций в государственную программу разгосударствления и приватизации в 2014- 2016 годы, находящихся в ведении госслужбы энергетики и ЖКХ, госслужбы транспорта и дорожного хозяйства, госслужбы связи и информации, администрации президента ПМР.


Новости, Мнение | 28 октября 2014 | 1072