Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

Планируемая в Приднестровье приватизация госпредприятий является угрозой государственной безопасности республики

Планируемая в Приднестровье приватизация госпредприятий является угрозой государственной безопасности республики

27 ноября 2014 г. в Тирасполе состоялся круглый стол «Приватизация стратегических объектов в Приднестровье как угроза государственной безопасности республики».Организатором  дискуссии выступило Общественное движение «Народное Единство». Цель круглого стола - максимально широко привлечь граждан республики к обсуждению темы, информировать о тех угрозах государству и всем гражданам республики в случае реализации принятого правительством решения. А именно: проведение разгосударствления и приватизации ряда объектов госсобственности, имеющих стратегическое значение, внесённых в распоряжение №689р 21 ноября 2014 г. Речь идет о таких предприятиях, как: Дубоcсарская ГЭС, ГУП «ЕРЭС», ГУП «Рыбницкое ДЭСУ», ГУП «Слободзейское ДЭСУ», ГУП «Почта Приднестровья», ГУП «Бендерская фабрика по производству технических носителей информации», ГУП «Приднестровская железная дорога», ОАО «СК Бендерыстрой».

Предлагаем вам познакомиться с содержанием доклада по этой теме, который сделал участник круглого стола, журналист, политолог Евгений Челядник. 

Евгений Челядник: «Я считаю, что мы немного во внутриполитической борьбе забыли о тех внешнеполитических и внешнеэкономических угрозах, которые нависли над нашим государством. Поэтому в своём докладе я затрону тему:«Энергетическая и транспортная инфраструктура Приднестровья в контексте внешних угроз».

Несмотря на то, что Приднестровье занимает незначительную по площади территорию (в восемь раз меньше, чем площадь Республики Молдова) её энергетическая и транспорта инфраструктуры имеют важное региональное значение для юго-восточной Европы, что вовлекает её в орбиту интересов  Евросоюза, Молдовы, Украины. Анализ значения Дубоссарской ГЭС, ЕРЭС и приднестровской железной дороги для республики не возможен без понимания глобальных процессов, происходящих вокруг нашего государства, как в непосредственной близости, так и за тысячи километров. 

Об энергетике. Энергетическую инфраструктуру Приднестровья составляют две электростанции, одна из которых Дубоссарская ГЭС имела республиканское значение для Молдавской ССР. Другая - Днестровская теплоэлектростанция, она же Молдавская ГРЭС имела союзное значение. С 90-х годов прошлого столетия сложилась крайне негативная, устойчивая тенденция на вытеснение российско - приднестровской энергетики из юго-восточного региона Европы. Потеряны рынки: Болгарии, Румынии, Украины. На сегодняшний день мощности молдавской ГРЭС загружены на 12-17%. Из 12 энергоблоков в работе только два. Перспектив для расширения рынков сбыта не имеется. Станция работает на грани технологического минимума. Она, тем не менее, продолжает обеспечивать до 80%  внутренних электрических потребностей Приднестровья, и до 60% потребностей Молдовы, играя не просто важнейшую,  а системообразующую роль в приднестровской экономике. Подписание Молдовой в июне 2014 года соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в который входит так называемый третий энергетический пакет, подразумевает, помимо прочего, подключение молдавской энергосистемы к европейской к 2020 г. Тоже самое подразумевает и энергетическая стратегия республики Молдова  до 2030 г. Присоединение  энергосистемы ЕС будет происходить через Румынию, премьер- министр, которой Виктор Понта, неоднократно заявлял, что у его государства имеются излишки электроэнергии, с помощью которых можно покрыть потребности Молдовы. Согласно тем же заявлениям к 2019-2020 г. планируется экспорт газа из Румынии в Молдову и отказ в обеих странах от услуг российского Газпрома.

Проект по интеграции  энергосистемы РМ с румынской софинансируется ЕС. Более того, с 2015 по 2020 г. ЕС намерен особое внимание уделить проектам реструктуризации  энергетики именно в  восточной Европе. В ближайшее время Евросоюз намерен выделить только на газовый проект 647 млн евро для создания единого европейского энергорынка и достижения так называемой энергетической безопасности Евросоюза. Уже мало кто сомневается в том, что  задача носит скорее политический, чем экономический характер. Особо необходимо подчеркнуть, что вопрос ценовой целесообразности  давно вышел за рамки главных целей, в результате чего такое преимущество Газпрома, как дешёвый газ перестают быть преимуществом. Перекраивание энергетической  карты региона затронет и электроэнергетическую сферу. Это и строительство соединительных высоковольтных линий между системами республики Молдова и  Румынии, создание альтернативных электромощнотей в Молдове, так называемая "зелёная" или возобновляемая электроэнергетика, что достаточно успешно реализуется с помощью экономических партнёров Молдовы из Евросоюза. Повышение энергоэффективности энергосбережения, как на производственном, так и на бытовом уровне, в том числе и за счёт непопулярных мер, модернизация собственных электрогенерирующих мощностей в первую очередь на Кишинёвской и Бельцкой ТЭСах, на что уже выделены существенные гранты и кредиты Евросоюза.

Все это означает крайне мрачные перспективы для приднестровской ГРЭС. В 2020 г. она может потерять и молдавский рынок. В этих условиях Молдавская ГРЭС работать только на внутренний, приднестровский рынок не сможет просто физически. Это не позволяет технологический  минимум. Приднестровский рынок слишком мал для такого энергетического гиганта. Если станция будет вытеснена из молдавского рынка, она  просто станет.  Приднестровье потеряет не только доходы от экспорта электроэнергии и рабочие места, но и 70-80 % собственной энергогенерации. И это  если не говорить о перспективе трат Приднестровьем, доступа к дешёвому, бесплатному российскому газу в результате перекраивания западом газоэнергетической карты региона.

Должностным лицам и общественности необходимо понять  - главный сосед Приднестровья - Молдова уже интегрируется в западное энергетическое  пространство, то есть по сути дела это энергетическое пространство на нас наступает. И в этом энергетическом пространстве приднестровской энергетике места нет.  В след за Молдовой на тот же путь становится Украина. Существующий энергетический статус-кво превратится к  2020 г., скорее всего по литовскому сценарию, когда в энергетической изоляции оказалась Калининградская область России. Это может стать шоком для социально - экономической  сферы Приднестровья. В таких обстоятельствах единственным гарантом обеспечения энергетической безопасности Приднестровья  становится Дубоссарская ГЭС.  Её непрозрачная приватизация, тем более с переходом в руки каких - либо олигархов,  которые по своей сущности  прозападные капиталисты, поставят крест на энергетической независимости Приднестровья. В след за этим и политической.

Справедливо утверждение: «тот, кто будет контролировать приднестровскую энергетику, тот будет контролировать и всю социально- экономическую сферу Приднестровья».

Не может способствовать формированию положительного мнения в пользу приватизации Дубоссарской ГЭС и история  с непрозрачной приватизацией  Молдавской ГРЭС, которая до сих пор вызывает вопросы, как со стороны государства, так и общественности.

О транспорте. Через территорию Приднестровья проходит важная транспортная артерия, соединяющая Украину и Россию с Молдовой, Румынией и Болгарией.  Это железнодорожная ветка: Кучурганы – Тирасполь – Бендеры, находящаяся в собственности, ныне пока что, государственного унитарного предприятия «Приднестровская железная дорога».  Эта же магистраль связывает украинский порт Рени, по  железной дороге Молдавии с большой Украиной. По номенклатуре Евросоюза эта магистраль входит в 9 –ый транспортный коридор. В соответствии со своей инфраструктурной стратегией Евросоюз до 2020 г. намерен направить на модернизацию всех коридоров 250 млрд евро.

Последние несколько лет интерес причерноморских стран к железнодорожному сообщению растет, особенно на волне экономической переориентации стран ГУАМ на Евросоюз. Гуам это  - это антироссийский блок, в который входят: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Подписание соседями Приднестровья: Молдовой и Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом подразумевает серьёзные изменения  в железнодорожной инфраструктуре обеих стран, в их транспортной безопасности, в значительном финансировании транспортных проектов. Так, согласно только одному из таких планов в 2014 - 2020 гг. Молдова должна внедрить трансграничные проекты в партнерстве с Румынией и Украиной на сумму 81 млн евро. Деньги предоставляет  европейская комиссия. 21 ноября 2014 г. Европейский банк реконструкции  и развития и госпредприятие железная дорога Молдовы подписали кредитное соглашение объёмом -  52,5 млн евро. Это только те соглашения, которые заключены осенью этого года, не считая всего того, что проделано до этого момента. Здесь можно упомянуть то, что основные инвестиции западные были вложены в строительство порта молдавского в Джурджулештах. Туда же вели не без помощи запада железную дорогу. Кстати говоря, это соглашение об ассоциации с ЕС, оно настолько абсурдно, что подразумевает под собой даже  полную замену рельс с российской, советской колеи на европейскую. Учитывая то, что это соглашение подписала как Украина, так и Молдова, то есть оба наших соседа, то получается, что и слева и справа от нас будет европейская колея. А наша – останется советской. Осенью этого года Украина, Молдова и Румыния активизировали переговоры по транспортному сотрудничеству. В первую очередь по железнодорожному. Обсуждалась эта тема, в том числе и на встрече в Киеве. Приднестровская железная дорога, принадлежащая пророссийски ориентированному государству, соединяющая две проевропейские страны становится препятствием для реализации этих стратегических планов и не вписывается в западный проект. Вот собственно те угрозы, которые сегодня нависли над нашей транспортной и  энергетической инфраструктурой».





comments powered by HyperComments