Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

Новая тарифная политика Правительства: курс на ликвидацию социального государства?

Новая тарифная политика Правительства: курс на ликвидацию социального государства?

26 января 2015 года в Тирасполе состоялся круглый стол, посвященный социально - экономической ситуации в республике. Дискуссию на тему: «Новая тарифная политика Правительства: курс на ликвидацию социального государства?» организовало Общественное движение «Народное Единство». В мероприятии приняли участие: депутаты Верховного Совета Приднестровья и местных Советов народных депутатов, представители общественных организаций, ветеранских организаций, пенсионеры, учащаяся и работающая молодёжь, представители среднего и малого бизнеса.

Предваряя обсуждение темы, депутат Верховного Совета ПМР, председатель ОД «Народное Единство» Анатолий Дирун отметил, что события начала 2015 года не могут остаться незамеченными гражданами республики. Речь идёт о решениях, которые были приняты руководством государства и 1 января 2015 года вступили в силу. Новшества в тарифной политике, другие решения правительства и президента затронули каждого гражданина Приднестровья.

Депутат ВС ПМР, председатель ОД «Народное Единство» Анатолий Викторович Дирун: «Цель круглого стола – дать оценку текущей ситуации, выработать  и сформулировать свои идеи, предложения по выходу из неё. Вся та совокупность проблем, которая свалилась на нас в начале года: невыплата 50 рублей – надбавки в пенсии, задержка и невыплата дополнительно к пенсии 165 рублей из средств гуманитарной помощи Российской Федерации, повышение коммунальных тарифов, повышение оплаты в образовательных учреждениях, рост тарифов на платные медицинские услуги,  повышение платы за питание детей в дошкольных учреждениях, решение о введении обязательного автострахования, запрет на ввоз авто старше 10 лет, отмена решения о бесплатном проезде в общественном электротранспорте для таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды и другие. Этот список можно продолжать.

На наш взгляд всё это говорит о ярком проявлении кризиса не только в социально - экономической сфере государства, но и кризиса той управленческой  команды, которая находится во главе республики. О том, что ситуация будет развиваться в этом направлении мы видели еще в начале 2012 года. И если мы думали в 2010 году республика на грани, то сегодня мы видим, что есть куда падать, к большому нашему сожалению. А это говорит о полной неспособности команды. Почему так получилось? Причин много. Прошло три года с момента смены команды управленцев, и мы можем сделать выводы о том, что не разглядели в 2011году. Какие выводы необходимо сделать?

Первое. Отсутствие у руководства республики антикризисной программы по выходу из сложившейся ситуации на данный конкретный промежуток времени. Отсутствует программа развития республики. И, «программа 555 дней»оценивается не как иначе, как насмешка над народом Приднестровья. Нет программы, нет целеполагания, не определены инструменты для её реализации, и нет самого главного – нет ответственности. Из первого пункта вытекает второй.

Второе. Когда цели размыты, как на уровне стратегического планирования, так и краткосрочного, среднесрочного, то и кадровый потенциал формируется соответственно. Ни для кого из вас не секрет, что за эти годы мы сбились со счёта, сколько поменялось министров, их замов, глав государственных администраций и их замов. И это неудивительно. Когда непонятно что делать, то люди подбираются не по профессиональным признакам, а по неким иным критериям, например, по проявлению личной преданности и так далее.

И третий вывод. Об этом давно говорилось. А именно: использование инструментов власти, которые на сегодняшний день есть у команды управленцев для личного обогащения. За примерами долго ходить не надо. Народ видит, как происходит личное обогащение некоторых чиновников, как они путешествуют, радуются жизни. И когда замыкается этот треугольник: отсутствие программы, слабый кадровый потенциал и личное обогащение, то тогда в принципе всё становится на свои места. Зачем думать о какой-то экономике, о других каких-то вещах, вкладываться во что-то когда, собственно говоря, чиновник решал свою задачу по обогащению.

Мы видели эти тенденции в 2012 году, говорили о них в 2013, в 29014 году. А в начале 2015 года это коснулось каждого. Народ огорчён и возмущён принятыми правительством и президентом решениями. Все спрашивают, как жить дальше и кто за это несёт ответственность? Нет механизма привлечения к ответственности должностных лиц за те недоработки и за те упущения, которые сегодня мы видим и знаем.

У нас есть свой взгляд на эту ситуацию. На сегодняшний день было бы очень неправильно сваливать ответственность за сложившуюся ситуацию  в республике только лишь на президента и правительство. Ответственность несут все органы государственной власти.  Включая и Верховный Совет. Говорю с полной ответственностью за свои слова являясь депутатом Верховного Совета. К большому моему сожалению, мы за 25 лет пришли к такой упрощённой схеме проявления политической деятельности. Необходимо проявлять политическую волю и последовательно отстаивать интересы граждан, избирателей.
У нас в Верховном Совете сплошь и рядом проходили решения, когда была негативная, на наш взгляд, неправильная концепция президента по тем или иным  вопросам, мы её как то корректировали, а отстоять свою позицию Верховный Совет в силу определённых причин был не в состоянии.

И в принципе сегодня удивляться нечему. Ситуация в республике такова потому, что с одной стороны – есть безответственная власть, с другой стороны – Верховный Совет, который не в полной мере проявляет политическую волю. Я говорю о Верховном Совете, как о коллективном органе, который принимает решения коллегиально. Я не даю оценку работы какому-то депутату, движению. Однако, в этой ситуации мы получаем такую вот обстановку, когда бедные становятся нищими, а богатые превращаются в олигархов.   

Есть такая шутка, что чиновники имеют такую привычку праздновать первый свой заработанный миллион, первые десять миллионов и приглашать своих друзей, которые в таких случая говорят: «нужно порадоваться за этих молодых людей, заработавших первый свой миллион за полгода работы в определённых ведомствах». Однако если посмотришь, как они его заработали, то возникают вопросы к правоохранительным органам.

Верховный Совет должен более активно отстаивать интересы населения, интересы граждан, которые доверили депутатам представлять их интересы. Я уверен, что мы бы не довели ситуацию  в республике до столь критической, если бы Верховный Совет был бы более настойчив в решениях, которые служат не корпоративным неким интересам, а прежде всего, интересам наших граждан. 

В начале 2014 года нами была подготовлена законодательная инициатива, смысл которой в предложении заморозить коммунальные тарифы на три года на уровне 1 января 2014 года. Уже тогда было понятно, что ситуация будет развиваться по ухудшающемуся сценарию. Мы предложили несколько  антикризисных мер, одна из которых – заморозить тарифы. Наше предложение опирается на опыт ВС по 2008 году, когда удалось заморозить тарифы и не повышать их. Мы пытались убедить наших коллег в том, что резкое повышение тарифов может привести к тому, что люди откажутся платить по счетам.

Складывается устойчивое впечатление, что сегодня временщиками поставлена  задача – как можно больше выкачать средств, а после, хоть трава не расти. 

Вспомним, нас убеждали, что в 2015 году тарифы повышаться не будут. Об этом говорил господин Улитка, глава республики. Они уверяли всех депутатов в этом. Со всем уважением к ним, но я тогда прямо сказал, что я не доверяю риторике правительства. Потому, что уже в 2014 году было видно, к чему привели ряд управленческих  решений. К сожалению, это решение  не прошло. Если бы такой законопроект действовал, то нам было бы намного легче включить в него поправки по тем нормам, тарифам, по которым уже начали приходить счета. Верховный Совет мог тогда и может сейчас повлиять на эту ситуацию.

Второй момент. По заработным платам. По удержанию 20 процентов. Нашумевшая история. Мы предлагали свой выход из сложившейся ситуации, заявляли о том, что вся ситуация с удержанием одной пятой части зарплаты бюджетников –  это афера, это незаконные действия. Осенью сделали запрос и попросили Счётную палату сообщить: были ли средства у государства на выплату бюджетникам зарплаты в полном объёме или нет. Счётная палата представила информацию: деньги были. Они написали об этом и в первой части ответа и во второй - засекреченной. Во второй части отчёта они сообщили о том, сколько было денег. И когда этот вопрос рассматривался на сессии  ВС - о выплате компенсации бюджетникам, которых перевели на сокращённую рабочую неделю, прозвучала удивительная аргументация представителей президента: «а мы не можем выплатить эти деньги и осуществить компенсацию за перевод людей на сокращенную рабочую неделю, поскольку они приняли такое решение самостоятельно».

Для нас не принципиально, как называлась бы эта компенсация: «13 зарплата», премия или как-то иначе. И не принципиально, в какие сроки её бы выплатили, но с людьми нужно было рассчитаться. И это принципиально.

Самое интересное заключается в том, что правительство отказалось предоставлять информацию о том, какому количеству бюджетников необходимо осуществить компенсацию. Мы спрашивали, писали письма, ответ не получили. Самое неприятное для меня, что коллеги по ВС не поддержали данный законопроект, позиция правительства была ясна. Они были и остаются против выплаты компенсации.

И поэтому, когда 28 января, в среду, на сессии Верховного Совета будут рассматривать вопросы: о преодолении вето по 50 рублям, по машинам возрастом старше 10 лет, по отчётности и направлению доходов в бюджет всех государственных и муниципальных предприятий, на фоне того, что я сказал у меня есть некая тень сомнения, что депутатский корпус будет монолитным и сможет преодолеть вето президента. Для этого необходимо 29 голосов.

Мы обязаны это сделать. Мы, должны быть честны перед своими избирателями. И тогда мы имеем право сказать: что сделали всё, что могли. А дальше президент должен только подписывать данные законопроекты, по которым было преодолено вето.

За две - три недели 2015 года при общении с нашими коллегами из правительства, Администрации президентасложилось устойчивое впечатление, что  всё, что руководством республики будет принято  по повышению тарифов народ, наши избиратели безропотно примут. Никто не даёт оценки этим решениям, никто не обсуждает с людьми, с населением, как они будут справляться с такой ситуацией. Это вдохновляет чиновников на проведение новых экспериментов».

В ходе дискуссии были подняты вопросы, о том, почему в Приднестровьеотсутсвуют механизмы реагирования на принятые руководством республики решения, об обязательном автостраховании, которое должно вступить в действие, об отсутствии политической активности народных избранников при отстаивании интересов избирателей, об отсутствии активности профсоюзов, об отсутствии профессиональной команды у руля государства, об отсутствии политической, промышленной, военной элиты, которая не пришла на смену элите, формировавшейся с момента основания государства и до 2011 года.

Говорили и об отсутствии у депутатов ВС ПМР возможности выстраивать межпарламентские и межпартийные связи с парламентом и партиями РФ, о «стратегии 2025» которая была разработана российскими экспертами и которую не взяла на вооружение новая команда. При этом она за три года так и не разработала, не представила свою программу по развитию Приднестровья, по реагированию на кризисные явления. 

Поднимался вопрос о том, что информация о положении дел в республике должна быть доступна всем гражданам республики, общественности, в том числе и информация о деятельности правительства, отчёты Счётной палаты по наличию или отсутствию средств в бюджете на социальные выплаты. Говорили о необходимости прекратить практику, которую взяли на вооружение правительство и президент - давать ответы на запросы депутатов в режиме ДСП или «Секретно». Детально обсудили тему повышения тарифов на услуги ЖКХ для населения и задались вопросом, как формируются коммунальные тарифы, подняли вопрос о поддержке государством малого и среднего бизнеса. 

По каждой теме и проблеме прозвучали предложения, которые стали основой для подготовки резолюции проведенного круглого стола.


Новости | 28 января 2015 | 1852