Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

Депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Викторович Дирун провел пресс- конференцию, посвящённую законопроекту, инициированному исполнительной ветвью власти «О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики».

Сегодня, 23 декабря 2013 года,  в Тирасполе в  офисе Общественной организации «Народное единство» состоялась  пресс-конференция депутата  Верховного Совета ПМР Анатолия Викторовича Дируна. Она  посвящена законопроекту,  инициированному исполнительной ветвью власти «О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики».

Анатолий  Викторович, начав пресс-конференцию, отметил, что   речь идет  о законодательной  инициативе президента  в части внесения изменений в  основной закон нашего государства - Конституцию. Это инициатива о применении норм российского законодательства на территории Приднестровья.   Он выразил надежду на то, что данная пресс- конференция послужит  хорошим стимулом для  других общественных организаций, объединений,  для  публичного открытого  выражения ими  своей позиции, своего мнения  по актуальным событиям, которые происходят  в  республике.

Причины

Депутат  озвучил причины,  по которым  он посвятил пресс-конференцию  законодательной инициативе президента.

«Основная причина -  любое внесение изменение  в закон государства требует  серьезной и взвешенной оценки и предусматривает, на мой взгляд,  использование необходимого комплекса инструментов, механизмов, которые на протяжении ряда лет  достаточно удачно использовались на территории республики. И второе -  инициатива будет рассматриваться 25 декабря  на пленарном заседании ВС ПМР.  Она была внесена  на рассмотрение 5 декабря  и, по большому счету, эта инициатива, на наш взгляд,   подводит итоги политического года в Приднестровье. Напомню, с чего начался политический год.  В начале февраля 2013 года  в ПГУ состоялся Круглый стол. В нем принимали участие наши российские коллеги, депутаты ВС ПМР, представители Конституционного суда Приднестровья, первый президент ПМР Игорь Николаевич Смирнов.  На нем обсуждался  вопрос о том, как дальше  взаимодействовать  в области  законотворчества. Год открыли  темой гармонизации  и подводим итоги  политического года   законодательной инициативой  по теме гармонизации,  а точнее унификации российского законодательства на территории ПМР.
Данную инициативу необходимо рассматривать  с точки зрения  процессов, которые  происходили и происходят в Приднестровье»- уточнил инициатор пресс-конференции.

Предположения

Анатолий Викторович Дирун  поделился своими предположениями  о появлении  президентского законопроекта в завершении календарного и политического года. «Если мы будем рассматривать в совокупности как внутренние факторы – то, чем прожило Приднестровье  текущий год,  так и внешние факторы, то,  на мой взгляд, вопрос внутренних факторов умышленно или неумышленно опускается  при   анализе и обсуждении этой законодательной инициативы», - пояснил депутат.  Законодатель  тезисно обозначил  события политической и экономической жизни Приднестровья,  которые вызвали резонанс гражданского общества республики.  Из чего отчасти становится понятно, почему  появилось предложение об изменении Конституции государства.

Среди них: впервые за свою историю республика прожила без подписанного президентом  бюджета. С точки зрения плановости управления экономики - это крайне отрицательный результат для государства в целом, отмечает парламентарий. Он напомнил, что проект бюджета на 2013 год был  принят  ВС ПМР, но отозван правительством и в итоге не был подписан руководителем государства. С точки зрения госуправления это привело к  непрозрачности расходования средств.  В качестве примера непрозрачности расходования средств он привел  резонансную тему, муссируемую в СМИ республики и за ее пределами, в обществе. Это вопрос о так называемом Стабилизационном фонде.   О нем до сих пор нет четкой открытой информации, разъяснений со стороны руководства  республики. Есть предположения, что данный фонд существует и использует «газовые деньги». И его образование не урегулировано действующим законодательством. Это порождает массу вопросов и  не способствует консолидации общества для решения существующих проблем.

Следующий момент – непродуманное, непросчитанное   решение правительства в конце 2012 года о  повышении тарифов  на природный газ,  поставляемый Россией для предприятий. Верховный Совет, депутаты настаивали на  применении  иной схемы тарифов - повышение не более чем на 17%, но волевым решение правительство установило их  на уровне 68% и  обрекло экономику на обвал,  что отразилось на  работе  трех крупных предприятий: ММЗ, РЦК, МГРЭС. Эти предприятия сработали "в минус", начали срываться договоренности с потребителями их продукции,  поскольку   заказчиков не устраивала цена продукции, увеличившаяся в разы. Были расторгнуты контракты, потеряны рынки сбыта продукции. Это повлияло на республиканский бюджет, наполняемость местных бюджетов, отчисления во внебюджетные фонды. И это все происходило на фоне ужесточения штрафных санкции и увеличении собираемости  за счет  их погашения.

Это однозначно  не могло положительно влиять на формирование положительного делового климата  привлекательного для внутренних и внешних инвестиций.

В политическом плане   депутат  отметил несколько событий,  которые также  повлияли  на всю общественную, социально- экономическую  атмосферу в республике. В результате чего «государство оказалось  если не разделенное на два условных  лагеря,  то уж точно не объединенных   в течение года».

Резонансы

Среди них темы, которые можно характеризовать как «кавалерийскую атаку» на Верховный Совет ПМР. Это законопроекты о сроках давности,  о переезде Верховного Совета в Бендеры, продолжающаяся  по сей день кадровая чехарда в государстве, как свидетельство того, что  кадровый вопрос прорабатывается крайне слабо.  Смена глав госадминистраций, министров, так и несформировавшаяся управленческая команда экономического блока правительства,  критическая сумма ошибок  которых   ставит под вопрос нахождение данных лиц  у руля министерств и ведомств (речь идет,  в том числе, и о Майе Парнас, в недавнем прошлом главе Минэкономразвития, а ныне – первом заме председателя правительства по экономике).

Еще одно резонансное дело - местный «полтергейст»,  а точнее блокирование информационных ресурсов, сайтов,  форумов на территории республики. «Поражает в этой ситуации следующее: до сих пор  госвласть  не признает своего участия в  запрете свободы слова в республике. Все понимают, что без участия службы безопасности президента здесь не обошлось.  И второй момент -  нежелание признавать очевидного факта, что, если принимается такое решение, то оно должно  приниматься только  на основании закона. Это дискредитирует  саму идею демократических  институтов и доступа граждан к информации. При этом госСМИ не выполняют свои обязательства о размещении информации  ВС ПМР,  депутатов в теле- и радиоэфире, на страницах печатных изданий.  Эта избирательность в совокупности говорить  о попытках давления на демократические процессы, происходящие в обществе»,- сообщил в ходе пресс-конференции  лидер ОО «Народное единство».

О тревоге и снижении уровня доверия к власти

Все эти  внутренние причины в социальном плане, в гражданском обществе, в экономической сфере породили очень высокое чувство тревоги и нестабильности,  нараставшее в течение 2013 года. Совокупность этих причин привела к тому, что уровень доверия к органам власти  очень резко снизился. Резко снизился  уровень  доверия к главе государства со стороны населения. Подтверждением тому являются мнения как аграриев, предпринимателей,  так и промышленников, общественников. Все подтверждают, что теряется самое главное, что было в Приднестровье - уверенность в завтрашнем дне, стабильность самой политической системы и прогнозируемость того, что будет в будущем. «Вот это самое страшное, на мой взгляд, что может произойти»,-  подчеркнул депутат Приднестровского парламента. Не радует тот факт, что многие приднестровцы связывают своё будущее не с ПМР, а с другими странами. За последние полтора года снялись  с консульского  учета Российской Федерации,  по информации  законодателя, порядка 40 тысяч  граждан  Приднестровья.  Это люди, которые уехали и не вернуться назад, шанс на их возвращение минимальный.

 Вильнюс

Что касается внешних факторов, как отметил Анатолий Викторович Дирун, это, конечно же,  вопрос Вильнюса, который, по сути, наиболее ярко начал  отражаться во второй половине года. "Наиболее яркая дискуссия о последствиях Вильнюсских решений началась в сентябре - октябре текущего года. Анализ, который сделали  экономические агенты, Торгово - промышленная палата   говорит об определённых  экономических рисках, которые  отразятся на политическом развитии и перспективах существования Приднестровья. Реакция  руководства нашего государства на это запаздывала", подчеркнул депутат.

Протокол Рогозин – Шевчук

Парламентарий  отметил, как значимый для Приднестровья шаг, подписание протокола Рогозин - Шевчук, который,  по сути, появился вследствие преемственности в работе после  появления протокола Жуков – Смирнов.  В одном и в другом договоре речь идет  о необходимости  экономической активизации сотрудничества между  Россией и Приднестровьем. «Вот когда мы проанализируем совокупность внешнеполитических  и внутриполитических  факторов  и перейдем непосредственно к законодательной инициативе, то   тогда мы сможем сделать несколько выводов», - уточнил  парламентарий.

За год республика стала жить  хуже.

За год республика стала жить  хуже, такой неутешительный вывод сделал Анатолий Викторович Дирун. Стабильность, уверенность в завтрашнем дне в республике не повысилась,  а стала ниже. Недопонимание между  президентом и Верховным Советом  не исчезло, оно не снято с повестки дня.

В течение года было несколько заседаний Конституционного суда  по вопросам депутатской неприкосновенности, компетенции в области цен  и ценообразования, и чья это прерогатива. И  на этом фоне  появляется законодательная инициатива о необходимости унификации,  закрепление федерального законодательства России в Конституции и отдаче приоритетного права на территории ПМР.

О  президентском законопроекте

Начиная с августа - сентября этого года, в коридорах власти муссировалась   тема, что в Администрации президента  готовится что-то  серьезное.  Какой-то законопроект,  в рамках которого  должно произойти  что-то существенное. Так совпало, что на свет появился этот законопроект.   Законодатель отмечает, что в  нем речь идет об очень простой вещи -  унификации законодательства РФ и имплементации,  прямого действия  этой инициативы -  законодательство России  на территории Приднестровья.

«Почему у меня, как у депутата Верховного Совета,  появились вопросы к данному законопроекту? Основные вопросы, которые вызывает эта инициатива.

Первый. Согласие Российской Федерации. Для меня, как законодателя,  вопрос участия,  согласия РФ является основополагающим. Если мы вспомним референдум 2006 года, о котором говорится в пояснительной записке  законопроекта, самую  непосредственную, моральную, организационную  поддержку оказывала  Россия при проведении этого референдума. На момент рассмотрения данного законопроекта  мы  знали реакцию наших коллег из Госдумы и на уровне МИДа и т.д.   Здесь же  мы видим крайне сжатые сроки,  отсутствие реакции  со стороны российских коллег. Мне лишь известно, что в феврале этого года наш российский коллега, председатель  Думского комитета по собственности  Сергей Гаврилов  в ходе Круглого стола заявил следующее: «законодательство Приднестровья  должно быть адаптировано  к современным условиям и образцам». Еще один  российский эксперт Андрей Цэрнэ отметил, что «гармонизацию необходимо  строить не на безумной кальке российского закона,   а на кропотливом анализе с учетом местной специфики».   Фактически прошел год с момента Круглого стола, но реакции со стороны России  о том, что необходима унификация -  нет.

Второй  момент, который вызывает  наибольшее  количество вопросов – это реальный механизм воплощения.  «Каким образом это будет сделано? Нам отвечают, что будет создана спецкомиссия.  В этом году была  предложена  инициатива: о внесении изменений в Конституцию,  касающаяся  местного самоуправления,  выборности глав. Эта инициатива обсуждалась практически целый год с общественниками, экспертами, встречались на местах, организовывали дискуссии, парламентские слушания.

Ничего подобного сегодня с инициативой президента не проводится. При этом установлены жесткие сроки рассмотрения- 15 дней. Есть с одной стороны спешка, а с другой стороны нет реального механизма реализации.  До сих пор не понятно мы гармонизирует законодательство или унифицируем? Есть еще вопрос. Заявляя, что федеральное законодательство будет главенствовать над местным,  как это на практике будет действовать? Реализовать весь комплекс российских законов одним конституционным законом, который предлагает президент, не представляется возможным.  Кроме этого на сегодня ни я, ни мои коллеги не получили ответ на вопрос: какие  нормы российского законодательства будут имплементированы и рассматриваться путем особого механизма реализации на территории ПМР? Что это будет? Это будет земельное законодательство с частной собственностью на землю, как  в России,  это будут вопросы ЖКХ, это будет изменение избирательной системы? Не определив предметы,  мы в срочном порядке должны принимать законопроект, не имеющий под собой конкретики»,-  отметил Анатолий Викторович Дирун.

Выводы и  предложения

Суммировав сказанное,  депутат  обратил внимание и еще на одну проблему.  Все эти причины, их возможные последствия крайне недостаточно освещаются в средствах массовой информации ПМР. Информационная политика,  которая сопровождает  данный законопроект, выстраивается в совершенно другой системе координат. Утверждается, что если мы примем  данную норму,  то это будет тот последний шаг, благодаря которому  нас признает Российская Федерация. А при этом  предлагают потом  создать комиссию, и определиться в каких областях это будет реализовываться.  «Вот эта подмена понятий с точки зрения международной, правовой и юридической основы признания любого государства другим государством  через унификацию законодательства достаточно условно»,  - подчеркнул депутат. На  его взгляд,  акцент, который необходимо сделать,  отражен в заявлении ОО «Народное  единство» и  заключается в том, что необходимо  продолжать курс на гармонизацию, который идет с 2006 года. При этом  сделать основной акцент на  экономических  механизмах, на  включении целых сегментов  приднестровской  экономики  в рынок Российской Федерации. «Вот здесь непаханое поле для усилий и работы до 2015 года.  Для этого должна быть политическая воля  Российского государства и  Приднестровья. Это те ключевые моменты, на которые необходимо  концентрировать внимание. А пускаться в законодательные эксперименты, связанные  с целью поправить  свой рейтинг, пошатнувшееся положение  у некоторых политических персоналий и использовать, для этого фактор России и Вильнюса,  я думаю, что это  не совсем подходящая тема. Нужно стабилизировать общество, создавать рабочие места, работать с тарифной политикой, находить точки взаимопонимания с бизнес - сообществом  и тогда появится уверенность в завтрашнем дне. Именно эта уверенность является залогом  сближения Приднестровья и Российской Федерацией. Добиваться  международного признания Приднестровья. Я посчитал своим гражданским долгом обратить внимание общественности, СМИ на те угрозы и риски,  которые могут возникнуть  в случае непродуманных, не взвешенных шагов», - резюмировал своё выступление депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Викторович Дирун.



Новости, Мнение | 27 февраля 2014 | 867



comments powered by HyperComments