Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в ПМР»

«Об общих принципах организации местного самоуправления в ПМР»

6 февраля 2015 года в Тирасполе состоялся Круглый стол, посвященный законопроекту «Об общих принципах организации местного самоуправления в ПМР». В нём принял участие депутат городского Совета народных депутатов г. Тирасполь, председатель комиссии по разработке генерального плана, планов планировки и застройки Олег Тимин. Предлагаем краткий доклад его выступления на мероприятии.

Тема: Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в ПМР»

1.    Актуальность и своевременность практического выхода законодательного регулирования местного самоуправления

Бесспорен тот факт, что местное самоуправление является фундаментом государственного управления, олицетворяющим его легитимность, органичную сплоченность системообразующего функционирования. Переоценить роль местного самоуправления в ПМР невозможно, так как сама государственность Республики сформировалась благодаря народной активности через местные Советы народных депутатов. В 1994 году в ПМР был принят закон «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации», который изменил местоположение Советов как основного звена местного самоуправления в системе управления государства.

Фактически, произошло смещение в сторону централизации властных полномочий путем купирования компетенции местных Советов. Сужение правового поля в сфере деятельности органов местного самоуправления, на мой взгляд, явилось одной из причин, которая привела к сегодняшней конфронтации представительных и исполнительных органов власти.

Стоит отметить, что упомянутое купирование властных полномочий сравнимо с инвалидностью местных Советов, как органа местного самоуправления, которого с ложки кормит орган местной власти в лице главы государственной администрации «когда захочет и чем захочет». Ярким примером этому свидетельствует отсутствие главного финансового документа (республиканского бюджета) ПМР в 2013 году явившим «правовой вакуум» расходования республиканских, и как следствие местных доходов со стороны представительных органов ПМР, вызвавший последующие судебные разбирательства  в Конституционном суде по делу о разрешении спора между Верховным Советом и Президентом ПМР.

Приведенный пример правовой неликвидности властных полномочий местных Советов со стороны высшего представительного органа власти и гаранта приднестровской конституции демонстрирует с одной стороны безразличие, а с другой стороны нежелание к переменам, направленным на совершенствование модели местного самоуправления, о причинах, которых можно лишь догадываться. Упомянув такое понятие, как совершенствование модели по отношению к местному самоуправлению необходимо сформулировать основные задачи, требующие решения для его полноценного функционирования:

1)    разработка и принятие нового закона «О местном самоуправлении»;

2)    создание сбалансированной государственной децентрализации местной власти, а именно введение механизма выборности глав городов и районов;

3)    выделить местное самоуправление в самостоятельную форму властного управления и в тоже время установить дуалистическую модель системы управления на местном уровне, т.е. промежуточное по отношению к общественной и государственной теориям, согласно которой органы местного самоуправления должны функционировать, с одной стороны, как инструмент государственной администрации, с другой — быть в известной степени независимыми от нее, тем самым применить лучшее из государственной и общественной теорий местного самоуправления;

4)    создать правовой маневр для принятия местного бюджета независимо от республиканского, только в случае если республиканский бюджет в установленный законом срок не принят;

5)    закрепить конституционный статус закона регулирующего местное самоуправление, тем самым продемонстрировав политическое уважение к этой ветви власти;

6)    в основу местного хозяйствования заложить право представительного органа на местах согласовывать механизм распоряжения земельными участками, как одной из экономических основ местного самоуправления.

2.    Концепция нового законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в ПМР» депутата ВС ПМР Дируна А.В.

В целом полагаю, что концепция законопроекта приемлема для того, чтобы принять ее за основу. Из его основных позитивных аспектов, которые необходимо выделить:

•    Новелла законопроекта направлена на реализацию главного фундаментального принципа -  самоопределение местного населения путем наделения лица властно-распорядительными полномочиями по руководству местной администрации через прямые выборы, т.е. закрепляется конституционная норма «что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ».

•    В законопроекте сохранены лучшие основные механизмы местного управления, юридически действующие в настоящие время (в частности совмещения исполнительно-распорядительных и представительных полномочий главы сельсовета; перечень компетенционных рамок деятельности глав администраций городов и районов…), и в тоже время расширяются полномочия местных Советов (удаление главы местной администрации в отставку).

•    Наряду с этим реализуется главный политический вектор правотворческого процесса, направленный на гармонизацию действующего законодательства ПМР с законодательством Российской Федерации.

Стоит также отметить, что в предлагаемый законопроект, включается одновременно механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, что юридически упрощает процедуру обличения их властными государственными полномочиями, не требуя принятие отдельного закона, и как следствие экономит время для запуска функционирования местного самоуправления в новой правовой форме.

На мой взгляд, правильно закрепляется конструкция сбалансированности власти на местах и государственной власти в части возможности отрешения главы местной администрации от должности президентом ПМР.

Для поднятия уровня доверия к органам местного самоуправления в законопроекте фактически устанавливается обязанность проведения публичных слушаний по предлагаемому проекту бюджета и отчет о его исполнении.

Полагаю, что перечень положительных аспектов достаточен для принятия его за основу в первом чтении, и в тоже время соответственно необходимо сформулировать предложения и дополнения для доработки законопроекта. Тезисно:

1.    Рассмотреть вопрос о конституционном статусе законопроекта;

2.    Выделить местное самоуправление в отдельную ветвь власти, так как она должна быть вне политики в настоящие время;

3.    Расширить понятийный аппарат терминов, в частности, ввести понятия: « Устав соответствующих территорий» и «Регламент местных Советов»;

4.    Изменить перечень правовых дефиниций в статье 2 касаемо территорий на действующие из закона «Об административно территориальном устройстве», что облегчит общее восприятие законопроекта;

5.    В статье 19 и 20 определить источник финансирования, подразумеваю, за чей счет будет проводиться опубликование итогов собрания или конференции граждан;

6.    Предоставить возможность принятия бюджета местным властям в случае отсутствия утвержденного и подписанного республиканского бюджета ПМР;

7.    Прописать действенный механизм муниципального контроля в области охраны и использования природных ресурсов;

8.    Предоставить территориям право самостоятельно утверждать Генеральный план ее развития через публичные слушания и в рамках общегосударственных параметров направленности развития ПМР;

9.    Ограничить пребывание в должности главы администрации поселений более двух сроков подряд одним и тем же лицом.





comments powered by HyperComments