Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

От Одессы – до Вены: Тираспольская Стратегия односторонних уступок

29 июля исполняется 20-ая годовщина ввода миротворческого контингента Российской Федерации в Зону безопасности и начала миротворческой операции. В условиях неурегулированности молдо-приднестровского конфликта, миротворческая операция является  - краеугольным камнем в  поддержании мира на берегах Днестра.

Вместе с тем, в самом Приднестровье все чаще возникают вопросы по поводу проводимой Президентом Е.В. Шевчуком тактики «мелких шагов»,  которую использует Тирасполь в вопросах  взаимоотношений с Кишиневом.

Кульминацией такого подхода стала встреча 12-13 июля в Вене, в рамках формата «5+2», на которой МИДа Приднестровья, дал согласие на включение в повестку дня переговоров, т.н. «Третьей корзины», регулирующей вопросы «всеобъемлющего урегулирования, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности».

Анализ принятых решений, в течение последних 7 месяцев в области внешней политики, позволяет сделать определенный вывод. Руководство Приднестровья использует  тактику «мелких шагов» в рамках реализации более масштабной Стратегии односторонних уступок в своих взаимоотношениях с Кишиневом.

Или говоря словами руководителя МИДа Приднестровья Н. Штански, «мы демонстрируем открытость и компромисс». Намерения конечно, хорошие вот только результаты этих компромиссов для республики, мягко говоря, не утешительные.

В качестве примера, проанализируем результаты, основных решений за этот период. При том, необходимо заметить, что все они уже неоднократно освещались. Однако при комплексном рассмотрении итогов их реализации наиболее четко виден целенаправленный и односторонний характер уступок со стороны «новых реформаторов».  

Первое, Отмена 100% пошлины.

В январе 2012 года Евгений Шевчук подписал указ об отмене специальной 100-процентной пошлины на молдавские товары, введенной в Приднестровье в 2006 году в качестве ответного шага на принятые меры по ограничению приднестровского экспорта.

В качестве одной из причин декларировалось, что «в Тирасполе рассчитывают, что такие шаги приднестровской стороны будут адекватно встречены молдавскими властями.

По мнению Президента, ожидалось, что «несмотря на возникшую с начала года спровоцированную молдавской стороной напряженность в Зоне безопасности, в Приднестровье ожидают, что молдавская сторона также предпримет меры, позволяющие восстановить атмосферу доверия и добрососедства».

Не отрицая важности регулирования этого вопроса, что собственно и происходило на протяжении последних лет, молдавская сторона не восприняла адекватно жест со стороны Е.В. Шевчука. Это в полной мере на себе ощущают наши предприятия, уплачивая налоги в молдавский бюджет. Более того, от такого  скоропалительного решения, потери понес и сам Тирасполь.

В частности, когда в  стороны обладают статус-кво в переговорах, уступки должны быть взаимными, что является свидетельством отношения сторон друг к другу.  Иначе такие односторонние решения воспринимаются как слабость.  А слабых, как известно -  бьют.

Второе, подписание таможенных соглашений между Молдовой и Приднестровьем и возобновление  железнодорожного сообщения

Возобновление 26 апреля 2012 железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья, отодвинуло  на второй план решения в области таможенного сотрудничества, а именно результаты Протокола Кузьмичев – Балицкий. Насколько этот документ противоречит государственным интересам Приднестровья прекрасно показано в анализе С. Мозера.

От себя могу добавить, что первоначальная эйфория, в духе «наш паровоз вперед летит… в Молдове остановка?» закончилась усилением деятельности фискальных органов Молдовы по отношению к нашим предприятиям.  

Так в июльском аналитическом докладе вице-президента Торгово-промышленной палаты ПМР Юрия Ганина говорится, что, кроме регистрации в Республике Молдова и двойного таможенного оформления экспортных грузов, в повестке дня сегодня появились новые проблемы. Молдова начала требовать от приднестровских предприятий вести делопроизводство по ее стандартам. Кишинев также настаивает на том, чтобы грузы в ПМР импортировались только через молдавские таможенные посты, в ином случае угрожает предприятиям республики штрафами. Уже, кстати, есть и факты реального наложения штрафных санкций.

«Контроль всего товарооборота ПМР таможенными органами РМ может стоить  Приднестровью 60-80 миллионов долларов. Потери эти лягут на себестоимость продукции предприятий, конкурентоспособность которой, естественно, снизится. Но самое главное в этом вопросе состоит в том, что после установления контроля над приднестровским импортом у Молдовы появятся возможности сделать следующий шаг – взимание налогов с предприятий ПМР», - отмечает вице-президент ТПП Приднестровья.

Третье,  взаимоотношения по линии Премьер – министр Республики Молдова – Президент Приднестровья.

Эксперты в Тирасполе неоднократно отмечали, что встречи с молдавского премьера с  Президентом Приднестровья  прекрасно вписываются в формат конституции Молдовы и закон об автономии для Приднестровья от 2005 года.  Вместе с тем, такое взаимодействие имело право на жизнь, пока в Молдове не был избран Президент.

Однако с момента избрания (16 марта 2012)  Н. Тимофти на должность Президента прошло уже более четырех месяцев. В свою очередь, первая встреча между В. Филатом и Е. Шевчуком, состоялась 30 января, т.е. спустя месяц после инаугурации последнего.  

Затягивание встречи на высшем уровне и обсуждение вопросов именно в таком формате, практически нивелирует статус Президента Приднестровья и сводит его до уровня  члена правительства РМ.

Молчание нашего МИДа о необходимости организации такой встречи, свидетельствует, по всей видимости, о согласие с такой постановкой вопроса.     

Такая, последовательная позиция высшего руководства Приднестровья в реализации «мелких шагов» в контексте Стратегии односторонних уступок находят полную поддержку в Молдове.

Так, Президент Молдовы Н. Тимофти заявил Генсеку ОБСЕ Ламберто Заньер, что в опросах отношений с Приднестровьем он - сторонник малых шагов(!), «благодаря которым удалось договориться о возобновлении железнодорожного сообщения через Приднестровье, регламентации использования радиочастот, нормализации работы приднестровских школ, подчиняющихся Минпросвещения Молдавии, открытии моста через Днестр у села Гура Быкулуй».

Остается открытым вопрос: какова цель выбранной стратегии? Сдача позиции приднестровской государственности, желание понравиться западным партнерам или просто хитрый ход нашей дипломатов.

Ясно пока только одно -  реализация     Стратегии односторонних уступок проходит под эгидой улучшения социально-экономического ситуации для жизни «простых людей» двух берегах Днестра. Так, по заявлениям МИДа запланировано три встречи по вопросам автотранспорта, образования и транспортной инфраструктуры (открытие моста Гура Быкулуй).

Цель благая, однако, итоги полугода свидетельствуют об обратном. Более того, представляется маловероятным, что молдавская  сторона так просто откажется от достигнутых результатов, особенно в вопросах  контроля над экономикой Приднестровья.   

Отметим, что эти действия являются вызовом для гражданского общества Приднестровья. Внешняя политика всегда была местом консолидации общественно-политических сил республики. Сегодня происходят активные действия по разрушению этой консолидации.

Уверен, что нам необходимо выработать новые подходы, модернизирующие систему «сдержек и противовесом» в том числе, и по вопросам внешней политики.

Очевидно, что здесь одного  законодательного подхода  - недостаточно. Только при активном взаимодействии общественности, экспертов, парламентариев мы сможем пройти сложный, но необходимый этап в развитии нашего государства.


Мнение | 27 февраля 2014 | 992