Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О местном самоуправлении в Приднестровье

При рассмотрении социально-экономических проблем современного общества и путей их решения остро становится вопрос роли местного самоуправления как эффективного звена государственного управления. Построение которого должно учитывать национальные, этнические и конфессиональных и другие традиции общества с учетом мирового опыта.

Ключевые слова: местное самоуправление, власть, развитие общества, Европейская хартия, право, реформа, демократия.

Задумываясь над тем, «как обустроить Приднестровье», мы в очередной раз обращаемся к теме местного самоуправления - «священной корове» подлинной и эффективной демократии.

По той простой причине, что именно местное самоуправление, формы и способы его применения, регулируют отношения между обществом и государственным строем в современном мире.

Более того, принцип местного самоуправления - фундамент всей структуры общества. И от того, насколько он надежен и крепок, зависит эффективное развитие государства и даже его жизнеспособность.

Принцип местного самоуправления заложен на основах национальных, этнических, конфессиональных и многих других объединяющих общество традициях, игнорируя которые государство, как механизм регулирования, обрекает себя на саморазрушение.

Любые ограничения самостоятельного осуществления местного самоуправления, неминуемо влекут за собой возникновение сепаратизма, недовольства в обществе и подрывает его гармоничную целостность.

Думая о Приднестровье, мы не должны забывать, что волею судьбы наше государство сформировано на самой демократической основе - волеизъявлении народа с целью сохранения своих самобытных, культурных, этнических и исторических традиций, присущих населению данной территории. Осуществление государственное управления без применения механизма местного самоуправления приводит к подмене понятия «государство для народа» на понятие «народ для государства». И, следовательно, ограничивает не только возможность народа осуществлять непосредственную власть, единственным источником которой он же и является в соответствии с Конституцией, но и подрывает всю институциональную форму образования современного демократичного государства.

В преамбуле Европейской хартии Местного Самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом N 55-ФЗ от 11 апреля 1998 г., говорится:

«органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя.

Право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым всеми Государствами-членами Совета Европы, полагая, что это право:

·наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне,

·будучи убежденными, что наличие облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление,

·сознавая, что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти,

·утверждая, что это предполагает наличие местных органов самоуправления, которые располагают уполномоченными для принятия решений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка и средств ее осуществления и необходимых для этого ресурсов».

Из этой основополагающей преамбулы выделяются основные принципы международного права местного самоуправления такие как:

-органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя;

- право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам;

- наличие облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления обеспечивает возможность граждан к управлению государством;

- защита и укрепление местного самоуправления представляют собой значительный вклад в построение государства, основанной на принципах демократии и децентрализации власти;

- местные органы самоуправления, должны быть созданы демократическим путем;

- местные органы самоуправления должны обладать широкой автономией и независимостью в соответствии со своей компетенцией;

- у местных органов самоуправления должны быть необходимые средства для осуществления своих полномочий и необходимые для этого ресурсы.

В Приднестровье за относительно короткую историю его существования в качестве самостоятельного государства, было проведено несколько референдумов. То есть, волеизъявление народа определялось при помощи одного из базовых, демократичных механизмов, присущих принципу осуществления местного самоуправления. Но этот механизм народовластия использован только в области внешних, стратегических интересов общества.

Относительно внутреннего обустройства нашего общества, так сказать, на «местном уровне», мнение местных органов власти учитывается слабо, либо вообще игнорируется.

Отсутствие взаимодействия государственных и представительных органов власти в республике, - как между собой, так и с народом - привело к образованию глубокой пропасти между властью, осуществляющей представительные и государственные функции, и непосредственно самим народом.

Власть живёт своей жизнью, а народ своей. Результаты налицо.

Законы, принимаемые без учета реалий на местном уровне, со временем привели к демографической спаду, снижению социального, культурного уровня жизни и экономического потенциала муниципальных образований Приднестровья.

Особенно быстро это сказалось на селах. В пылу политической борьбы за сельский электорат, самый дисциплинированный и легко подающийся влиянию, каждая из ветвей власти стремилась подчинить себе руководство местного самоуправления, под эти интересы часто переписывая законы и даже меняя положения Конституции.

Это привело к сокращению полномочий, к потере автономности и независимости местного самоуправления на селе. Фактически, сегодня на селе отсутствует местное самоуправление и ресурсы, способные обеспечивать базовые, эффективные механизмы управления - независимость и автономность.

И даже больше: нарушен принцип разделения властей, где глава села зачастую представляет и исполнительную и представительную власть.

В городах республики баланс между исполнительными и представительными органами властями пока ещё сохранен.

Но и он не обладает эффективными, жизнеспособными механизмами.

Главное противодействие, тормозящее развитие местного самоуправления в городах Приднестровья это способ формирования органов местного самоуправления. Если исполнительная власть назначается с «центра», а представительные органы избираются на местах, нарушается принцип соподчинённости органов исполнительной власти и, как следствие, снижается их ответственность перед населением на местах.

Постоянно растущие потребности центральных органов власти, связанные с концентрацией полномочий в своих руках, приводит – в свою очередь, - к углублению пропасти уже между республиканскими и местными органами властями.

И дальше ком негативных последствий только начинает расти: выполнение центром взятых на себя дополнительных, и не свойственных функций и обязанностей влечёт за собой разрастание бюрократического исполнительного аппарата и, соответственно, дополнительных средств и ресурсов.

Пополнение потребностей центра осуществляется за счет экономического потенциала муниципальных образований, зачастую без учёта текущих потребностей самих муниципий.

Централизация власти, бездумное использование местных ресурсов и экономического потенциала только в интересах центра, без учета местных условий и реалий, привело к потере муниципиями своей экономической независимости и постепенному переходу на иждивенческий путь развития.

Выполнение распорядительных решений центра органами власти на местах снизило риск ответственности результаты работы и даже стало удобным.

Но только до поры, до времени!

Очень стремительно местные органы власти и местное самоуправление, оставшись без ресурсов и средств, утратило мотивацию к самостоятельному наращиванию экономического потенциала.

Настало время, когда центр уже не может содержать муниципии, а у муниципий не хватает полномочий, ресурсов и мотивации для саморазвития.

Непосредственно в Рыбнице снижение роли местного самоуправления произошло с момента объединения районного и городского Советов народных депутатов. Проведением такого своеобразного институционального эксперимента местного значения, мы в результате обескровили вначале район, а за тем и более устойчивый, когда-то, экономически самостоятельный город.

Взвалив на свои плечи социальную и инфраструктурную нагрузку дотационного района, город свёл «на нет» экономическую инициативу в районе.

И этим невольно позволил местному самоуправлению в виде сельских Советов не нести ответственность за постепенное разрушение хозяйств, пока ещё крепко стоящих на своих ногах.

По такому же принципу были выстроены отношения на уровне «город-центр». Приватизация сверху так называемых государственных предприятий, находящихся на территории муниципии, без учета сложившихся реалий и мнения местного населения, привела к существенному снижению экономического потенциала города. А последовавшие за этим постоянные урезания полномочий и увеличение налоговых отчислений в центр, снизили уровень автономности местного самоуправления. Но, самое главное, потушили инициативу местного самоуправления по дальнейшему социально-экономическому развитию Рыбницы.

В настоящее время роль местного самоуправления, как на уровне сел, так и на уровне городов, сводится к выполнению указаний сверху.

И только в рамках средств бюджета, которого уже давно недостаточно для обескровленного неудачными экспериментами города.

Любая инициатива на местах, направленная на улучшение социально-экономического состояния муниципии, становится возможной, как правило, только за счёт безвозмездной помощи предприятий города, отдельных предпринимателей, представителей частного бизнеса и самих жителей.

При всём уважении к ним, такие источники финансирования остаются точечными, не подлежат планированию и по определению не способны обеспечить разрешение всего комплекса проблем в городе.

То есть, вести целенаправленную и планомерную работу местного самоуправления, направленную на социально-экономическое развитие территории.

Основными вопросами, которые необходимо решить в реформировании системы местного самоуправления, остаются:

1.Приведение местное самоуправление Приднестровья в соответствие с нормами Европейской хартией местного самоуправления;

2.Принятие нормы отчисления доходов в центр на уровне, не превышающем 10% от тех объёмов, которые существуют на практике.

3.Позволить местным Советам самостоятельно формировать подотчетные и исполнительные органы власти.

4.Отказаться от практики принятия нормативных актов, касающихся непосредственно региональных или сельских поселений, без учета мнения его жителей. И проводить их в жизнь только через органы самоуправления.

5.Обеспечить максимально возможные полномочия местным органам власти в социально-экономической и культурной сферах жизнедеятельности.

Проведение реформы местного самоуправления с учетом предложенных рекомендаций позволит вернуть жителям Приднестровья чувство хозяина на своей земле. А местным органам власти самоуправления уверенность в завтрашнем дне, зависимость результатов от собственных усилий. И повысит ответственность перед населением территории, на которой органы власти призваны осуществлять государственные функции.

Не сразу, но восстановится базовый принцип народовластия на местах.

Местное самоуправление – не догма, а аксиома, не требующая доказательств. И вызов времени, если угодно.

Полноценный механизм местного самоуправления позволит в перспективе улучшить социальное и культурное развитие и нарастить экономический потенциал территорий республики.

Рост экономического и социального благополучия жителей Приднестровской Молдавской Республики укрепит веру в государство.

И приблизит республику к признанию международным сообществом.

Мы должны понять, что только децентрализация власти и передача полномочий на места, позволит укрепить наше государство.


Мнение | 12 марта 2015 | 2272