Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

НОВОСТИ

Научный руководитель ТШПИ, к. полит. н. Анатолий Дирун: Перспективы приднестровской энергетики в условиях новых военно-политических вызовов

Научный руководитель ТШПИ, к. полит. н. Анатолий Дирун: Перспективы приднестровской энергетики в условиях новых военно-политических вызовов

Дирун Анатолий Викторович, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований, к. полти. н., dirunav@mail.ru 

Аннотация: Статья посвящена анализу причин, повлиявших на неподписание контракта с Молдавской ГРЭС на поставку электроэнергии в Республику Молдова в контексте формирования новых военно-политических вызовов для Приднестровья в регионе. 
Ключевые слова: МолдГРЭС, военно-политические вызовы, экспертная работа.

Ситуация с неподписанием контракта с Молдавской ГРЭС на поставку электроэнергии в Республику Молдова выходит за рамки обычного экономического соглашения. Несмотря на тот факт, что Кишинев объясняет  выбор нового поставщика в лице украинского DTEK Holding за счет предложенных МолдГРЭС 50,2 $ вместо 54,4 $ за 1 МВт∙ч, экономики в этом вопросе намного меньше, чем может показаться на первый взгляд. 

Победа в тендере украинской кампании, по мнению экспертов, ставит ряд вопросов, которые пока остаются без ответа. Директор департамента электроэнергетического комплекса Минэнергоугля Украины Ольга Буславец считает, что «…поставки в Молдову будут убыточными для компании Ахметова. В связи с этим возникает главный вопрос – ДТЭК будет спонсировать Молдову за свой счет или переложит убытки на плечи украинцев? Профильное министерство пока предпочитает молчать по этому поводу» [1]. 

 Эксперт в энергетической сфере Андрей Герус, бывший член НКРЭКУ (Украина), говорит, что «для покрытия убытков от поставок электроэнергии в Молдову ДТЭК будет требовать для себя скидку, что приведет к росту тарифов для отечественных потребителей» [2]. 

Однако для Приднестровья такое положение дел в Украине является малоутешительным. Надежда на то, что Киев не выполнит свои обязательства перед Кишиневом по контракту, никак не компенсирует сегодня сложную финансовую ситуацию, сложившуюся в вопросе поступления валюты в республику, наполняемости «газового счета» и, соответственно, выплаты пенсий и заработных плат работникам бюджетной сферы в Приднестровье. 

Отдельную проблему представляет собой работа самой станции. 6 апреля 2017 г. министр промышленности и регионального развития Приднестровья Николай Глига прокомментировал ситуацию следующим образом: «…из-за небольшого объема внутреннего рынка потребления электроэнергии в Приднестровье Молдавская ГРЭС вынуждена работать в очень неэффективном энергетическом режиме. Мы со специалистами ежедневно рассматриваем все возможные сценарии развития событий, и в том числе самые критичные. Сегодня возможна ситуация, когда станция может остановиться» [3].  

Можно согласиться с министром экономического развития Приднестровья, Сергеем Оболоником,  что предложение Молдавской ГРЭС было отклонено молдавской стороной по «политическим мотивам».  Вместе с тем, справедливо  также будет сказать,  что экономика Приднестровья уже более 25 лет испытывает влияние различного рода политических обстоятельств. Это стало неотъемлемой чертой местных бизнес процессов.  Поэтому списывать все на пресловутый «внешний фактор» малоэффективно, так как не позволяет объективно проанализировать причины, которые привели к данной ситуации, а также какие выводы необходимо сделать. 

Приднестровье в контексте формирования новой военно-политической ситуации.  
 
Прежде всего,  необходимо отметить, что тендер на поставку электроэнергии в 2017 году  проходил на фоне формирования новой военно-политической обстановки в регионе. Можно выделить три основных вызова,  влияющих сегодня на социально-экономическое развитие Приднестровья.  
Первый, стратегическое взаимодействие между Республикой Молдова и Украиной.  

Отметим некоторые направления этой совместной работы: 
1. Активизация сторон в рамках возобновленной деятельности ГУАМ.  
2. Продвижение вопроса о создании совместных пограничных постов на границе с Приднестровьем.  
3. Обсуждение планов Украины  по строительству «электроэнергетического каскада» ГРЭС на верхнем течении р. Днестр. 
4. Снятие противоречий по вопросу экспорта украинской продукции в Молдову. 
5. Взаимодействие сторон по вопросу обеспечения территориальной целостности двух государств. 
6. Обсуждение возможности подключения Украины к общеевропейским электроэнергетическим и газовым сетям. 

На этом фоне заявку DTEK Holding на участие в конкурсе изначально необходимо рассматривать как политическую. В этой связи, несложно было бы предположить, что такой важный вопрос, как  выбор поставщика электроэнергии, не мог не обсуждаться 27 марта 2017 года премьером П. Филипом и главой кабинета министров Украины В. Гройсманом во время их встречи на форуме ГУАМ в Киеве [4]. Тем более, что сам тендер был назначен на 31 марта 2017 г.  
Второй, в условиях конфликта на Донбассе, Киев рассматривает свои взаимоотношения с Тирасполем через призму вопросов национальной безопасности, а не экономического развития.  

Необходимо признать факт, что для Украины Приднестровье сегодня это пророссийский регион, который является потенциальной  угрозой для  дестабилизации ситуации в южных регионах страны (Одесская область).  В этой связи, обращает на себя внимание тот факт, что еще 24 марта была опубликована статья Виталия Кулика «Украина наносит ответный удар по России в Молдове».  По мнению автора «…с 1 апреля Украина начинает экспорт электроэнергии в Молдову. Решение, которое выглядит, прежде всего, экономическим, может существенно повлиять на политическую ситуацию в регионе. Существовавшая ранее схема электроснабжения Молдовы была выгодна Москве и завязывала энергетические потребности страны на МолдГРЭС, расположенную в Приднестровье и принадлежащую российской «Интер РАО»[5]. Конечно, это не означает, что Украина будет полностью сворачивать свое экономическое сотрудничество с Приднестровьем, которое имеет сегодня положительную динамику. Однако,  чем дольше урегулирование конфликта на Донбассе будет затягиваться, тем сильнее Киев будет использовать военно-политический подход в отношениях с Тирасполем.  
 
Третий, парламентские выборы в Молдове в 2018 году как определение дальнейшего вектора развития страны. 
На сегодняшний день в Республике Молдова идет подготовительный этап к избирательной кампании 2018 года. Основная задача - определение избирательной системы выборов в парламент [5]. Острота дискуссии по этому вопросу среди политических партий и гражданского общества Молдовы позволяет рассматривать различные сценарии. Начиная от отставки действующего президента Молдовы Игоря Додона и заканчивая досрочными парламентскими и президентскими выборами, а также возникновением массовых протестов и беспорядков.  

Неизменным в этих выборах остается использование темы геополитического раскола Молдовы между Россией и Европейским союзом. Информационное противостояние между Президентом Молдовы Игорем Додоном (сторонником евразийской интеграции) и Правительством страны под руководством премьера Павла Филипа (декларирующей  проевропейский курс), набирает обороты. 
По мнению молдавского премьера, «…Россия составила списки предприятий, которым был открыт экспорт в Россию с целью еще большего разобщения молдавского общества. Эти компании по большому счету находятся в Гагаузии, в Приднестровье или в одном-двух северных районах, где массово был поддержан этот пророссийский вектор. Вот, где мы должны искать ответы, потому как нельзя хорошо жить с теми, кто желает тебе зла и возводит препятствия…» [6]. 

На фоне подписания 3 апреля 2017 года Президентом Молдовы Игорем Додоном и председателем коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграном Саркисян Меморандума о сотрудничестве, вполне возможно ожидать, что правительство Молдовы может, как минимум, заявить о выходе из состава СНГ и провозгласить себя форпостом европейской цивилизации, защищающей от гибридной российской угрозы.  Запланированное открытие офиса НАТО в Кишиневе в июне 2017 вполне вписывается в эту идеологему.  

Таким образом, антироссийская риторика в Молдове и Украине - это  усиливающийся военно-политический тренд, который будет проецироваться на Приднестровье, создавая новые риски и сложности. 
 На этом фоне, формирование предложений со стороны Тирасполя должно максимально учитывать все военно-политические аспекты в текущей ситуации. Это в свою очередь, ставит перед руководством Приднестровья вопрос о выработке новых подходов в работе с Кишиневом и Киевом.    

Предварительные выводы  
   
Первое. Тирасполь должен объективно оценивать все риски в контексте новой военно-политической ситуации, которая складывается сегодня в регионе и ее влияние на бизнес процессы в Приднестровье. Это в свою очередь ставит задачу перед руководством республики по определению приоритетов и инструментов для  достижения поставленных задач.  
   
Второе. Важно понимать военно-политическую логику принятия внешнеполитических решений Кишинева и Киева с учетом развития их внутренних процессов. Без анализа внутриполитической «повестки дня» в Молдове и Украине, руководство Приднестровья будет стратегически запаздывать при выработке своих предложений и инициатив.  Так, например, при всей сложности ситуации на Украине, возможно стоит рассмотреть вопрос о назначении спецпредставителя Президента Приднестровья в этой стране.    
  
Третье. С учетом того, что влияние военно-политических факторов на экономику Приднестровья будет увеличиваться, руководству Приднестровья важно усиливать экспертно-аналитическую работу внутри республики, а также активно использовать новые публичные инструменты и площадки для продвижения своих позиций. 

ЛИТЕРАТУРА 
1.Экспорт в убыток. Кто оплатит льготные поставки электроэнергии в Молдову. 5.04.2017. – [Электронный ресурс]. -  https://economics.unian.net/energetics/1861139-eksport-v-ubyitok-kto-oplatit-lgotnyie-postavki-elektroenergii-v-moldovu.html 
2.Там же. 
3.Будет ли работать МолдГРЭС после проигранного тендера. 6.04.2017 - [Электронный ресурс]. -  https://ru.sputnik.md/economics/20170406/12031157/gres- pridnestrovie.html 
4.В Киеве проходит встреча глав правительств стран-членов ГУАМ. 27.03.2017. - [Электронный ресурс]. - https://eadaily.com/ru/news/2017/03/27/v-kieve-prohodit-vstrecha-glav-pravitelstv-stran-chlenov-guam 
5.Украина наносит ответный удар по России в Молдове. 24.03.2017. - [Электронный ресурс] -   http://hvylya.net/analytics/geopolitics/ukraina-nanosit-otvetnyiy-udar-po-rossii-v-moldove.html 
6.Надо либо трусы надеть, либо крестик снять. Как эксперты оценивают законопроект о смешанной избирательной системы. 28.04.2017. - [Электронный ресурс] - http://newsmaker.md/rus/novosti/nado-libo-trusy-nadet-libo-krestik-snyat-kak-eksperty-otsenivayut-zakonoproekt-o-s-31071
7.Молдавский премьер-министр считает Россию источником зла для Молдовы. 4.04.2017.  - [Электронный ресурс] -  http://1news.md/politica/29522-moldavskiy-premer-ministr-schitaet-rossiyu-istochnikom-zla-dlya-moldovy.html 

Статья опубликована в Вестнике Тираспольской школы политических исследований "100 дней Президента В. Н. Красносельского" (№ 3, апрель 2017), скачать Вестник по ссылке: http://edinstvopmr.ru/opinion/903-skachat-vestnik-tiraspolskoy-shkoly-politicheskih-issledovaniy-2-mart-2017-100-dney-prezidenta-pridnestrovya-v-n-krasnoselskogo.html




Заявления | 08 мая 2017 | 448



comments powered by HyperComments