Общественное движение Приднестровья — «За свое будущее нужно бороться!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Тупиковый бюджет

Тупиковый бюджет

Начало 2013 года Приднестровье встретило без утвержденного  Республиканского бюджета, что уже свидетельствует, что не все спокойно в «приднестровском королевстве». Проще говоря, республика не может выйти из затянувшегося политического кризиса с момента избрания нового Президента Е.В. Шевчука.

Напомню, 25 декабря на сессии Верховного Совета, премьер П. Степанов своим распоряжением отозвал проект бюджета на 2013 год. Вместе с тем, законодатели приняли Республиканский бюджет в третьем чтении, посчитав, что Правительство не имело право отзывать проект бюджета, так как коллегиальный субъект законодательной инициативы не провело соответствующего заседания по этому вопросу. Соответствующее заседание Правительство провело только 26 декабря.

В тот же день, 26 декабря 2012 года, Президент ПМР издает Указ № 827 «О временном порядке финансирования бюджетных расходов в 2013 году до утверждения Закона Приднестровской Молдавской Республики «О республиканском бюджете на 2013 год». Данным Указом Президент поручает Правительству ПМР разработать и утвердить нормативным правовым актом механизм финансирования расходов республиканского бюджета в первом квартале 2013 года.  

Тем же днем (26 декабря 2012 года) Правительство ПМР принимает Постановление № 139 «О механизме финансирования бюджетных расходов в первом квартале 2013 года», в котором расписаны все расходы республиканского бюджета, которые предлагается осуществить в первом квартале 2013 года.

В этой связи, можно много рассуждать об ответственности или без ответственности Правительства, задним числом отозвавшего главный финансовый документ страны, но одно необходимо признать точно. Этот шаг был сделан, открыто и гласно в виде соответствующего заявления премьера П. Степанова, с указанием причин которые заставили пойти Правительство на этот шаг.

Но как говорится, что сделано, то сделано, последнее слово осталось за Президентом.

На своей итоговой пресс-конференции Е.В. Шевчук заявил, что юристы изучат этот вопрос. Однако 21 января 2013 года истекли все мыслимые и немыслимые сроки принятия решения по бюджету со стороны Главы государства. В результате Республиканский бюджет так и не подписан, но по каким причинам это сделано и что послужило основой для такого решения - неизвестно. Никаких публичных объяснений или комментариев пока не последовало.

В то же время созданная проблема, имеет четкое правовое измерение и решение. Пунктом 6 статьи 71 Конституции ПМР четко определено, что «нарушение процедуры внесения, рассмотрения и принятия законопроекта делает его не имеющим силы и не подлежащим применению. Вопрос об этом решается в судебном порядке».

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом а) статьи 87 Конституции ПМР законность правовых актов, принимаемых Верховным Советом определяется Конституционным судом.

Таким образом, если Глава государства не согласен с его реализацией, то законность или незаконность нарушения процедуры принятия бюджета должен и вправе определить только Конституционный суд. В свою очередь, если Президент не посчитает необходимым обратится в суд для разрешения этой проблемы, то это обязан сделать, на мой взгляд,  Верховный совет.

В итоге, такая неопределенная ситуация с не подписанием бюджета и неясной мотивировкой этого решения,  приводит на сегодняшний день, как минимум, к двум негативным последствиям.

Первое. Остается открытым вопрос цены на газ

Согласно Постановлению Правительства цену на газ подняли для негосударственных коммерческих организаций до 2 860 рублей (258 долларов исходя из курса 11,1 по состоянию на 1.02.2013г.) в месяц за 1 000 кубических метров, хотя в бюджете было зафиксировано, что предельный рост тарифов на природный газ допускается на уровне не более 17% относительно соответствующих ставок тарифов, действующих по состоянию на 1 июля 2012 года. При этом, на 1 июля 2012 года стоимость 1 000 кубических метров газа для промышленных предприятий составляла 1 009,16 рублей ПМР (91 доллар исходя из курса 11,15 по состоянию на 1.07.2012г.). Таким образом, можно констатировать рост тарифов на газ на уровне 283%.

На этом фоне достаточно тревожной выглядит ситуация с работой Молдавской ГРЭС, которая является одним из крупнейших потребителей газа. Переход станции на работу с твердым топливом (углем) будет прямо влиять как на наполняемость газового счета, так и на цену электроэнергии для промышленных предприятий.

Считаю, что такая кавалерийская атака на негосударственные предприятия приведет как минимум не к наполнению газового счета, соответственно это вызовет проблемы с исполнением государства своих социальных обязательств перед гражданами. Эффект такого решения мы почувствуем уже очень скоро.

Второе. Законность расходования средств на осуществление деятельности государства в первом квартале 2013 года.

Постановлением Правительства ПМР от 26 декабря 2012 года № 139 «О механизме финансирования бюджетных расходов в первом квартале 2013 года» на подзаконном уровне закреплён порядок финансирования расходов республиканского бюджета в первом квартале 2013 года. При этом, финансирование осуществляется на статьи, по которым уже выделялись средства из республиканского бюджета в 2012 году, а в новом году финансирование должно составлять  не более одной четвертой фактических ассигнований 2012 года в расчете на квартал (т.е.  более одной двенадцатой – в расчете на месяц).

Однако проведя анализ данного постановления на соответствие действующему законодательству можно сделать вывод, что Правительство ПМР переусердствовало и расписало расходы на первый квартал 2013 года на 100 миллионов рублей больше, чем требует законодательство. (Приложение 1).

К этому стоить добавить, что из бюджетного процесса, по сути, исключаются местные горрайсоветы, так как нет возможности принять программы и на их основе бюджеты, а также контролировать их исполнение со стороны Администраций городов и районов. Сегодня фактически все полномочия по формированию доходной и расходной части местного бюджета на I квартал Постановлением Правительства ПМР отданы исключительно госадминистрациям городов и районов.

Исходя из норм закона о бюджетной системе, исполнительные органы государственной власти вправе осуществлять расходы в текущем периоде, однако, данные расходы не могут превышать значения фактически израсходованных средств прошлого периода. Т.е. плановые значения расходов на первый квартал 2013 года не могут превышать значения фактически произведенных расходов первого квартала 2012 года.

В таблице приведен сравнительный анализ значений плановых расходов первого квартала 2013 года и фактически произведенных расходов в первом квартале 2012 года. Использовались материалы Постановления Правительства ПМР от 26 декабря 2012 года № 139 «О механизме финансирования бюджетных расходов в первом квартале 2013 года» и распоряжения Правительства ПМР от 18 мая 2012 года № 237 «О направлении в Верховный Совет ПМР информации об исполнении республиканского и местных бюджетов, специальных бюджетных счетов (фондов) за 1 квартал 2012 года».

Таблица
Наименование

Всего 1 квартал 2012 года (отчет)

Всего 1 квартал 2013 (Постановление)

Отклонение 1 квартал 2013/факт 1 квартал 2012

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ        

26 134 542
35 912 227
9 777 685
       
ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ                                     
4 563 828
7 166 274
2 602 446
       

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                 

295 941
603 372
307 431
       
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБОРОНА                                    
25 348 543
40 002 866
14 654 323
       

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

67 637 528
98 341 484
30 703 956
       

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НТП              

4 037 697
4 927 610
889 913
       
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО                                         
5 995 688
6 067 582
71 894
       

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, ЛЕСНОЕ, РЫБНОЕ И ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

2 155 573
2 530 089
374 516
       

ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА         

5 058 729
9 938 226
4 879 497
       

ОБРАЗОВАНИЕ                                                

47 022 848
59 948 202
12 925 354
       

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, КИНЕМАТОГРАФИЯ                        

3 676 278
4 628 595
952 317
       

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                               

6 398 286
9 608 289
3 210 003
       
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ                                            
85 173 018
111 746 226
26 573 208
       
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА                                        
107 499 274
113 625 758
6 126 484
       

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА                        

 
3 146 519
3 146 519
       

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ                  

102 723 683
40 664 098
-62 059 585
       
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ                                         
7 500 000
7 500 000
       

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ                                             

50 689 207
55 967 584
5 278 377
       

ВОЗВРАТ КРЕДИТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ДОЛГУ                

64 877 372
75 911 108
11 033 736
       
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ                                    
19 920 416
41 802 106
21 881 690
                         ИТОГО :                           

629 208 451

730 038 215

100 829 764

 

Таким образом, итоговая сумма превышения значений плановых расходов первого квартала 2013 года над значениями фактически израсходованными средств в первом квартале 2012 года – 100,8 миллионов рублей.

Помимо значений расходования средств на финансирование деятельности государства в первом квартале 2013 года, остается не ясным действие некоторых отдельных положений текстовой части закона о бюджете на очередной финансовый год.

Так в соответствии с Законом о МРОТе расчетный уровень минимальной заработной платы устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год на уровне не ниже уровня прошлого года, скорректированного на коэффициент инфляции.

Напомним, что величина РУ МЗП применяется для исчисления оплаты труда работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим, для исчисления налогов и штрафов.

При этом, на первый квартал 2013 года размеры РУ МЗП установлены Указом Президента ПМР (пункт 8 указа).

Ежегодно законом о бюджете на соответствующий год для пенсионеров, по возрасту, не пользующихся льготами по оплате за услуги тепло, энерго, газо, водоснабжения предоставлялись льготы в виде понижающих коэффициентов к размеру тарифа. В настоящее время ни Указом Президента, ни Постановлениями правительства данные льготы не установлены.

Таким образом, цена вопроса слишком велика, чтобы мы могли себе позволить так легко отмахнутся от этой проблемы. Уверен, этому вопросу должна быть дана правовая оценка. Для того чтобы все стороны участвующие в бюджетном процессе не просто отдавали себе отчет в важности этого документа, но и не подменяли свои политические приоритеты с нормами Конституции государства.


Мнение | 27 февраля 2014 | 1181